Взаимосвязь образного мышления у школьников
В наше время уделяется много внимания развитию у детей различных способностей. Так детям, проявившим математические способности, предлагают обучение в специализированных школах, где при обучении делается упор на точные науки. Подобного рода обучение должно способствовать развитию таких качеств как способность контролировать свою деятельность, а также способность нестандартным образом решать задачи. Однако исследования, проведенные на первом курсе физического факультета Казанского государственного университета, показало, что у большой части студентов способность к самоуправлению носит фрагментарный характер.
Известно, что математические способности и их развитие связаны с произвольной регуляцией внимания, а также со способностью контролировать свою деятельность. Оригинальность мышления взаимосвязана с произвольностью внимания, с показателями надситуативной активности и выносливостью к длительным умственным нагрузкам.
Мы предположили, что способность к обобщенному и конструктивному образному мышлению взаимосвязана со способностью к самоуправлению. Для проверки данной гипотезы была составлена тестовая батарея, включающая в себя следующие методики: "Способность к самоуправлению", "Стиль самоуправления", "Круги" Гилфорда. В исследовании приняли участие 24 ученика восьмого класса физико-математического лицея №131 г. Казани в возрасте 13-14 лет.
В процессе анализа результатов тестирования выявлено, что двое испытуемых(0,8% группы) изобразили обобщенные и конструктивные рисунки, шесть детей (25% группы) только обобщенные рисунки и шестнадцать детей(0,67% группы) не продемонстрировали ни тех, ни других. В первой группе выявлены довольно высокие показатели неуправляемости, во второй – самоуправления, в третьей – управляемости. Кроме того, школьники, изобразившие как обобщенные, так и конструктивные рисунки, продемонстрировали большую интегрированность структуры самоуправления, нежели две другие группы испытуемых. В случае с испытуемыми, в работах которых отсутствуют оба типа рисунков, способность к самоуправлению преимущественно носит фрагментарный характер. Можно предположить, что способность к самоуправлению и такие характеристики образного мышления, как обобщенность и конструктивность, являются двумя формами проявления творческой активности личности. Вероятно, они представляют собой разные направленности творческой активности: на себя и свою деятельность и на познание и преобразование окружающего мира. Процесс развития одной из способностей, судя по всему, тесно связан с развитием другой, так как он включен в общее развитие целостной творческой личности.
Исходя из обнаруженной взаимосвязи, мы предполагаем, что развитие одной из способностей, например, конструктивного и обобщенного образного мышления, может привести к развитию другой способности, в данном примере способности к самоуправлению. Мы считаем, что оптимальным было бы одновременное развитие обеих способностей.
Основные типы рекламы.
Принято выделять восемь типов рекламы:
1. Реклама торговой марки – преобладающий тип визуальной и визуально-текстовой рекламы. Такая реклама предназначена прежде всего для достижения более высокой степени узнавания потребителем конкретны ...
Восприятие музыки и музыкальное переживание.
Центральным звеном всего процесса музыкально-слуховой деятельности является переживание музыки.
Как бы ни отличались в содержательном и операционном отношении различные формы музыкально-слуховой деятельности, например, композитора, испол ...
Вожаки толпы
Лишь только известное число живых существ соберется вместе, все равно, будет ли то стадо животных или толпа людей, они инстинктивно подчиняются власти своего вождя. В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль е ...