Понятие социальной адаптации.
Страница 1

Материалы » Проблема детской дезадаптации в социуме » Понятие социальной адаптации.

Социально-психическая дезадаптированность

личности выражается в неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям. Под социальной неадаптированностью (дезадапатацией) Д. В. Рязанов понимает состояние затруднения человека при интеграции в социум и его неудовлетворенность своим положением. Неадаптированность, по его мнению, проявляется в самых разнообразных формах.[1] Формы дезадаптации как процесса, ведущего не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных ситуаций, которые она вызывает, можно представить в виде факторов, классифицируемых в зависимости от рассматриваемого уровня проявления. С учетом иерархического подхода к изучению процессов дезадаптации выделяются следующие уровни:

1. психосоматический;

2. когнитивно-эмоциональный;

3. клинических синдромов поведения и патология стилей жизни[2].

Дезадаптация

рассматривается нами как состояние затруднения человека при интеграции в социум, сопровождающееся личностными расстройствами в виде нарушения личностных процессов.

Проблема социальной адаптации является предметом исследования во многих областях знания, и каждая наука подходит к ее изучению со своих позиций, что обуславливает многообразие представлений о сущности этого процесса. В самом общем виде под социальной адаптацией понимается взаимодействие личности или группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. В настоящее время существует множество подходов к анализу данного понятия, однако наиболее распространенно выделение трех видов адаптации:

1. через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду и изменением себя;

2. через преобразование среды;

3. адаптацию путем самоустранения или ухода из среды.

Согласно первому преобладающему представлению адаптация есть приспособление, проявляющееся в комфортности, согласии и уступчивости по отношению к требованиям ситуации или окружения. В этом определении существенно то, что адаптация подразумевает изменения себя, своего Я под воздействием внешних факторов. Следовательно, нужно соответствовать определенным нормам и ценностям доминирующим в культуре.

Адаптация путем преобразования среды заключается в модификации или изменении окружения в соответствии с потребностями индивида. Данная форма адаптации часто носит вид новаторского полведения и сопровождается созданием новых способов разрешения проблемных ситуаций, в результате которых появляются новые ценности.

Третий вид адаптации представляет собой самоустранение и ли уход из среды. Этот путь актуализируется тогда, когда два предшествующих пути не удалось реализовать в связи с невозможностью принять ценности окружения как свои, с одной стороны, и неспособностью изменить или покорить окружающий мир с другой. Крайняя форма ухода из среды- самоубийство.

Понятие «Социализация» и «социальная адаптация» тесно связаны, но их нельзя отождествлять. Социальная адаптация это один из механизмов социализации. Социализация раскрывает механизм социального становления человека, процесс усвоения жизненного опыта, а адаптация- активное приспособление к окружающему миру. Различая эти понятия не следует забывать, что они взаимосвязаны и тесно переплетаются.

Страницы: 1 2


Модели поведения мужчин
Модели поведения мужчин могут быть разделены на три основные группы: Неустойчивые. Не желают или не способны наметить твердые внутренние ориентиры в двадцатилетнем возрасте и продолжают эксперименты молодости. Это люди, способные только ...

Психическое развитие младшего школьника
Как же развивается личность школьника в процессе обучения? В основе развивающихся потребностей лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в игре. Поэтому в первое время пребывания в школе существенным ...

Локус контроля как психологический фактор, характеризующий тип личности. История возникновения методики со стороны теории социального научения Дж. Роттера
Роттер Джозеф Б. (р. 1916) - американский психолог, специалист в области клинической психологии, психологии здоровья, психологии личности, социальной психологии, теории социального научения. Наиболее известен как теоретик социального науч ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru