Влияние массовой и личной библиотеки при выборе художественной литературы.
Страница 1

Материалы » Библиотерапевтический эффект художественной литературы » Влияние массовой и личной библиотеки при выборе художественной литературы.

Представляется, что наиболее плодотворен такой подход к изучению массовой библиотеки, когда она рассматривается не просто как одни из каналов получения книг, а как специфический социальный институт. При этом важно помнить, что библиотека – это не случайный набор книг, а собрание, обладающее определенным смысловым единством (в этом смысле книжный склад и книжный магазин нельзя назвать библиотекой). Причем данным собранием кто-то постоянно пользуется, иначе – это хранилище, коллекция, музей и т.д. Понимаемая таким образом библиотека исторически возникает при определенных условиях – усложнение комплекса идей и знаний, которыми располагает общество; возникновение письменности и т.д., когда социальная общность для поддержания своей идентичности в пространстве и времени начинает создавать собрания письменных текстов – библиотеки. http://o-dachnik.ru ответы а где купить кальку.

Причину возникновения личных библиотек усматривают в том, что «потребление информации непосредственно на дому удобно и практично», «позволяет оперативно удовлетворять возникшую потребность, беречь силы и время на поиски нужных сведений».

Библиотека является специфическим звеном в системе функционирования книги и осуществляет сложную деятельность по селекции книжного потока и подбора изданий в рамках определенной системы, и читатель имеет дело не с книгой, а с библиотекой в целом. Как из одних и тех же кирпичей можно выстроить разные здания, так и из одних и тех же издаваемых в стране книг можно скомплектовать разные библиотеки. Скопление изданий превращается в библиотеку лишь в том случае, если оно организовано по определенным принципам (в подборе книг есть какая-то логика, собрание моделирует круг вкусов и интересов создателей, достигнута некоторая полнота подбора книг по избранным темам и т.п.).

В личной библиотеки на первый план выходят ценности и интересы данной личности (семьи – если библиотека семейная). Поэтому можно полагать, что в большинстве личных библиотек гораздо большее место, чем в массовых, будет принадлежать художественной литературе, здесь будет высок удельный вес книг по домоводству, воспитанию детей, лечению в домашних условиях, любительским развлечениям, детской литературы.

Таким образом, общественная библиотека ориентирована главным образом на сохранение и передачу общих ценностей, личная – ценностей конкретной личности.

Вышесказанное не следует абсолютизировать, полагая, что в общественной библиотеке читатель берет те издания, которые общество считает необходимыми для прочтения, а дома собирает то, что считает обязательным прочесть (и перечитывать) сам. Личность и общество тесно взаимосвязаны: и общество обычно заинтересовано в том, чтобы личность развивалась и обогащалась (до той степени пока это не идет во вред обществу), и личность в той ил иной степени стремится к нормальному функционированию и совершенствованию общества. Одни и те же типы литературы, одни и те же произведения, могут быть представлены и в общественных, и в личных библиотеках. Речь может идти лишь об их месте в рамках целого, о том, что объединяет его, лежит в основе комплектования.

На решение создать личную библиотеку и характер ее комплектования немалое влияние оказывают такие объективные, лежащие вне книжной сферы, факторы, как наличие и размер жилплощади, финансовая обеспеченность, удаленность массовой библиотеки от места жительства. Кроме того, нужно подчеркнуть, что для общественного книжного собрания важнее момент используемости книги, ее пребывания вне стен книгохранилища, для личного собрания – ее смысловой, репрезентативный момент, пребывание на книжной полке. В первом случае нормально, когда книга «на руках», во втором – когда она стоит на своем месте. Массовая библиотека прежде всего заинтересована в тексте произведения, собиратель книг особое внимание обращает еще на характер издания (оформление, качество бумаги, формат, серийность т.д.). При определенных обстоятельствах, когда массовая библиотека воспринимается лишь как потенциальный источник материала для текущего чтения (газета или журнал), а библиотека – личная – как коллекция, набор ценных предметов, сопоставление их вообще теряет смысл.

Функционально массовая библиотека – это библиотека «для всех», личная – «для себя и своих близких». Массовая библиотека – это форма просвещения и воспитания, личная библиотека - форма самопостроения и самопредставление личности и семьи. В массовой библиотеке берут принадлежащую обществу книгу во временное пользование, а в личной библиотеке хранят свою для постоянного пользования.

Фонд массовой библиотеки содержит главным образом издания, которые воплощают основные ценности общества, и ориентирован, условно говоря, на то, что «должен знать каждый». Уже в ходе комплектования массовая библиотека постоянно осуществляет отбор, который носит весьма целенаправленный характер: отсекается специальная литература узкого адреса и остаются здания, которые могут заинтересовать некоего среднего читателя (так называемые «массовые» издания). Однако из-за идеологической направленности комплектования в предыдущие годы и из-за дефицитарной ситуации на книжном рынке те темы и жанры, которые пользуются повышенным читательским спросом, обычно представлены в фондах отдельными названиями в малом числе экземпляров. В результате при формальной «наполненности» этих разделов реальный состав книг массовых библиотек по сравнению с некой идеальной моделью универсального фонда удовлетворяет лишь часть всего спектра читательских запросов. Поэтому одной из побудительных причин создания личной библиотеки является стремление достать книгу для прочтения, которую нельзя получить в библиотеке общественной. Однако, если бы дело было только в этом, то затем эта книга передавалась бы другим, а не хранилась у владельца.

Страницы: 1 2


Теоретические аспекты по проблеме межличностных отношений в ученической группе. Понятия о группах и коллективах
Человек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности. Основным микроэлементом общества многие социальные пси ...

Ведение.
Конфликт это отсутствие согласия между двумя или более лицами Характер, психологические особенности личности накладывают огромный отпечаток на поведение человека в конфликте. Порой психологические различия участников совместной деятельнос ...

Основные задачи инновационного образования. Образовательное учреждение инновационного типа
В начале 90-х годов ХХ века произошел пересмотр общеобразовательной парадигмы, ей был придан смысл не столько познавательный, сколько развивающий. Приоритетными стали общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье человека, свободное развити ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru