Эффект возвращения к прочитанному тексту.
Страница 2

Материалы » Библиотерапевтический эффект художественной литературы » Эффект возвращения к прочитанному тексту.

Восприятие прочитанного зависит от настроения, психофизиологии читателя. Целенаправленное чтение и перечитывание может иметь успокаивающее действие, может обладать тонизирующим средством, создающим бодрость и хорошее настроение. Может выравнивать эмоциональное состояние, содействовать воспитанию воли, делая характер более устойчивым.

Но с другой стороны – чтение может и навредить, внести разлад в психику, поэтому не рекомендуются книги, требующие умственного напряжения, пессимистического содержания, эмоционально перевозбуждающих.

Эстетическое качество произведения искусства и реакция на него лица воспринимающего (его культурный уровень, степень эстетического развития и другие свойства интеллекта мы оставляем в стороне) не всегда находятся в прямом соотношении. Иногда – в соотношении обратном. Такова бывает степень воздействия настроения, психофизиологии в определенный момент, что великое может оставить равнодушным, а посредственное – привести в восторг.

Из других условий, определяющих восприятие литературного произведения, важнейшее значение имеет темп чтения. Быстрота чтения и глубина понимания находятся в обратном соотношении. Перечитывание, - сюжет уже известен, - создает предпосылку для более спокойного темпа, а это в свою очередь приводит к открытию «мелочей» - золотых крупинок отдельных наблюдений, из которых слагается целое. Открытие «мелочей» при перечитывании имеет немаловажное значение потому, что «созерцание» (отправной пункт абстрактного мышления) должно быть живым. И каждая мелочь, поскольку она содействует реальному представлению об изображаемой писателем действительности, не безразлична в этом отношении.

Глубина психологии персонажа раскрывается при перечитывании.

Русская художественная литература вообще славится тонкостью и глубиной раскрытия психологии персонажа. Удивительная проникновенность часто сочетается с краткостью характеристики, скупостью в обрисовке внешних проявлений внутренней жизни человека.

Страницы: 1 2 


Эмоции.
Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форсе непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует ...

Формы организации педагогического процесса
В развитии всех педагогических процессов можно легко обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный. На эт ...

Язык и логическое мышление
Идея создать абсолютно логичный язык давно существовала в философии, достаточно вспомнить Лейбница и Витгенштейна. Были и попытки разработать такой язык (например, проекты языков Ро и Сольресоль), но все они заканчивались провалом - говор ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru