Эффект возвращения к прочитанному тексту.
Страница 1

Материалы » Библиотерапевтический эффект художественной литературы » Эффект возвращения к прочитанному тексту.

Существует два вида чтения: интенсивное чтение литературного произведения, когда книга много раз берется с полки и перечитывается, и экстенсивное чтение, которое означает не качественное, а количественное (в противоположность интенсивному) чтение, т.е. увеличение, распространение, расширение круга читателей.

Проблема познания художественной литературы так трудна, что иногда, несмотря на многолетнее знакомство с литературным произведением, без посторонней помощи не добраться до сложной сути образа даже читателю высокой квалификации.

Перечитывание может быть «онтогенетическим» и «филогенетическим».

Под «онтогенетическим» перечитыванием мы понимаем перечитывание какого-либо одного произведения одним человеком в различном его возрасте.

Возраст, жизненный опыт, образование, умственное развитие, политический кругозор, классовая принадлежность – все это, так или иначе сказывается на восприятии литературного произведения, на полноценности его чтения. «Филогенетическое» перечитывание – перечитывание какого-либо одного произведения различными поколениями.

Если «онтогенетическое» перечитывание характеризует культурный уровень читателя, его кругозор, степень его эстетического развития, а в итоге – читателей, страну, эпоху, то перечитывание «филогенетическое», помимо этого, выполняет «резолютивную» функцию: каждый писатель, в конце концов, занимает то место, какое ему надлежит; незначительное или ничтожное отсеивается, а значительное или великое живет; живет не только на полках библиотек или в исследованиях специалистов, а в сознании нового поколения, в мыслях и эмоциях читательских масс. «Филогенетическое» перечитывание помогает преодолеть недостатки перечитывания «онтогенетического».

Длительность процесса ознакомления с литературным произведением и качество его восприятия не есть величина постоянная. Многое зависит от того, что ищет читатель в художественной литературе, чего он ждет.

Мнение Мопассана:

«В сущности, публика состоит из множества групп, которые кричат нам:

- Утешьте меня.

- Позабавьте меня.

- Дайте мне погрустить.

- Растрогайте меня.

- Дайте мне помечтать.

- Рассмешите меня.

- Заставьте меня содрогнуться.

- Заставьте меня плакать.

- Заставьте меня размышлять.

И только немногие избранные умы просят художника:

- создайте нам что-нибудь прекрасное, в той форме, которая всего более присуща вашему темпераменту».

Рассмотрим теперь некоторые особенности возрастного восприятия литературного произведения.

Ребенок находится во власти конкретного; навыков к абстрактному мышлению у него нет. Вот почему в безвыходном положении оказывается подросток в том случае, когда писатель отражает в образах не конкретную действительность, а «зерно» ее (абстракцию). Тогда читателю надо не только представлять, а «подставлять», т.е. на основе определенной закономерности данный образ заменить другим, известным ему на основании личного опыта или из книг.

У писателя-классика конкретное особенно богато, абстрактное – глубоко. Все это в единстве дано и в единстве должно быть воспринято. Чем взрослее читатель, чем полнее его жизненный опыт, чем шире кругозор, тем больше предпосылок к тому, что единство конкретного и абстрактного будет должным образом понято, усвоено, оценено.

Эрудиция в любой специальной области, если она находит соответствие в картине, нарисованной писателем-художником, обогащая «подстановкой», повышает степень идейного и эмоционального воздействия литературного произведения.

Восприятие литературного произведения меняется под воздействием различных факторов.

Изменение социальной действительности. Каждая эпоха имеет свое господствующее идейное настроение, свои влияния, свой «аромат», свою специфику, и все это так или иначе не может не сказаться на восприятии литературного произведения, на его оценке. Исторический момент, революционная ситуация эпохи особенно обостряет восприятие некоторых литературных произведений. В каждой эпохе есть определенный факты, и они невольно вторгаются в процесс восприятия произведения искусства.

Страницы: 1 2


Коррекционная направленность трудового обучения в воспитании самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта
Труд как методический прием является важнейшим средством коррекции, давая возможность осуществлять наглядность обучения в ее наиболее развернутой форме: делания, воспроизведения, моделирования и конструирования Применение труда в коррекц ...

Методы преодоления конфликтов
Исследования показали, что любой конфликт может быть быстро разрешен, если известны соответствующие методы. Но при этом обязательно должны быть рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов, особен ...

Темперамент и характер
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данно ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru