Основные направления психологоориентированных подходов в социальной работе
Страница 6

Материалы » Психологические теории в социальной работе » Основные направления психологоориентированных подходов в социальной работе

Одним из примеров биоэнергетических конструкций является медитация. Медитация как один из методов работы человека со своей психикой возникла в восточных теориях совершенствования личности: буддизма и йоги.

Медитация приводит к такому состоянию сознания, когда все духовные силы находятся в равновесии, что ведет к озарению, просветлению, "инсайту". Во время медитации происходит развитие личности, ее различных аспектов, возникает совершенно новый опыт.

В восточных учениях медитация — один из основных инструментов самосовершенствования личности, балансирование ее психоэнергетики. При этом различаются уровни медитации. С наиболее поверхностным уровнем знаком каждый человек, не отдавая себе в этом отчета. Это происходит тогда, когда мы задумываемся, уходим в себя, отвлекаемся от окружающего мира . и тогда вдруг приходит какой-то вариант решения проблемы, отсутствовавший ранее. От поверхностных стадий медитация может перейти к более углубленным и достичь того уровня, когда человек может сам себе внушать необходимые состояния.

Другим видом концепций рассматриваемого направления является телесно-ориентированный подход [26]. Этот подход активно развивается в последнее десятилетие и включает много направлений, техник и технологий:

- работа над структурой тела: биоэнергетическая телесная терапия А. Лоувена, структурная интеграция (рольфинг), техника Александера, метод Фальденкрайза, первичная терапия Артура Якова;

- система, направленная на улучшение функционирования тела: чувственное сознание и релаксация чувств;

- восточные учения, ориентированные на тело: хатха-йога, тай-чен, айкидо, цигун и др.

Различные теории, связанные с психологией и ориентацией на тело, развивались независимо в разных местах земного шара, но имеют много общего. Прежде всего они базируются на идее "недеяния", т.е. предоставление телу возможностей действовать естественно и легко. Все они предпочитают релаксированные действия напряженным. Наконец, все они рассматривают тело и ум как единое целое.

Телесно-ориентированные системы стремятся научить человека быть более релаксированным, естественным как во время отдыха, так и в действии: не напрягаться, не тянуть, не стараться. Они помогают отучиться от дурных привычек и вернуться к естественной мудрости, координации и равновесию тела. Телесно-ориентированное воздействие широко используется как в индивидуальной, так и групповой форме.

Использование психологических биоэнергетических и телесно-ориентированных концепций в социальной работе в настоящее время нет оснований назвать очень активным. Тем не менее различные элементы их нашли довольно широкий спектр приложения. Например, импонирует для социальной работы сам подход: в человеке есть единство психического и биологического: только в совместном взаимодействии он может стать, по известному выражению Олпорта, "хозяином своих функций". Этот подход важно учитывать, особенно при работе с определенной категорией людей (склонностью к суициду, депрессии, социальной нежелательности и др.). Рассматриваемое направление взаимодействия психологии и социальной работы весьма близко примыкает к одной из комплексно-ориентированных концепций социальной работы — виталистской. В сочетании с ней оно дает современному ученому и практику целый ряд новых возможностей усиления защитных потенций человека, сочетая его биофизиологические, психические и социальные возможности.

Также, следует обратить внимание на возможности применения дианетической концепции личности в социальной работе.

Дианетика

— наука о разуме, душевном здоровье описана Л. Хаббардом [25]. Она основывается на специфических философских и психологических представлениях о человеке, его сущности, эмоциях и разуме. С позиций дианетики единственный принцип и общий знаменатель всей жизни — это стремление к выживанию как истинного значения "жизненной силы", которую Р. Хаббард назвал центром сознания "Я", т.е. сам человек. Но имеется в виду не его тело или имя, не его разум, а то, что он осознает, самосознание. А это и есть личность.

Абсолютной целью выживания постулируется бессмертие или бесконечное выживание. Человек стремится выжить как организм, продолжить себя в детях, в группе, членом которой он является, во всем человечестве и других симбиотах. Наградой за действия, способствующие выживанию, является удовольствие, ощущение психологического комфорта. Наказанием за разрушительные действия становятся смерть и боль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Практические рекомендации по сплочению классного коллектива
День недели Содержание работы Ответственные Понедельник Классный час Тема "Цветик-семицветик" (Праздничный огонек ко дню именинника) Цель: Привитие коммуникативных способностей учащимся Воспитание доброго отно ...

Диагностика семейных отношений. Причины, обуславливающие семейные нарушения
В первой главе мы подробно рассмотрели понятие «семья», ее функции, структуру и динамику и выявили основные показатели ее крепости – совместимость, сработанность и устойчивость супругов. Основные причины семейных нарушений связаны с помех ...

Восприятие музыки и музыкальное переживание.
Центральным звеном всего процесса музыкально-слуховой деятельности является переживание музыки. Как бы ни отличались в содержательном и операционном отношении различные формы музыкально-слуховой деятельности, например, композитора, испол ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru