Мир явлений, изучаемых психологической наукойСтраница 1
Предметом каждой науки является то специфическое, что она, в отличие от других отраслей знаний, изучает, исследует. Каждый знает, что психология изучает человека. Но его изучает не только психология. Человек является общим объектом познания для естественных, общественных и даже некоторых технических наук.
Классификацию наук, изучающих человека, иногда изображают в виде треугольника, углы которого условно обозначают естественные, социальные и философские науки.
«Между всеми тремя главными разделами стоит психология в качестве самостоятельной науки, изучающей психическую деятельность человека с естественно-исторической (отсюда ее связь с физиологией высшей нервной деятельности, т.е. отраслью естествознания) и с социальной стороны (отсюда ее связь, в частности, с педагогикой как отраслью общественной науки). Но еще теснее ее связь с логикой (наукой о мышлении) как частью философии»[1]. Исходя из этого философ академик Б.М.Кедров, которому принадлежит приведенная выше цитата, ставит психологию в центр треугольника.
Если говорить кратко, предметом
психологии, той специфической «стороны» человека, которую она изучает, является психика
. Слово это происходит от греческого psyhё, что означает душа. Но современная психология – это, конечно, не наука о душе. Психика – это свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность.
Говоря языком кибернетики, человек – это биосоциальная саморегулирующая система, внутренне дифференцированная и в то же время целостная. Внутренне дифференцированная в том смысле, что система эта включает в себя множество сложных элементов, выполняющих специализированные функции. Все эти элементы человеческого организма взаимосвязаны специфическим образом. Взаимосвязаны не только в том смысле, что «не рассыпаются», скреплены друг с другом в единое целое: они функционируют в высшей степени согласованно, синхронно. В результате на любое воздействие организм человека реагирует как целостная система. Например, от внезапного громкого звука человек весь как бы сжимается.
Единство организма и его взаимодействие с внешней средой достигается благодаря нервной системе. К каждому элементу организма подходит разветвленная «линия связи» – нервные волокна, по которым различные «составные части» человека обмениваются информацией. Есть в организме и своеобразный вычислительный центр – головной мозг. Сюда приходит вся информация, имеющая значение для человека, здесь она обрабатывается и отсюда же подается командная информация, обеспечивающая целостное реагирование организма. Процессы, происходящие в нервных тканях и обеспечивающие функционирование организма, изучаются особой отраслью биологической науки – физиологией высшей нервной деятельности.
Соотношение некоторых наук, изучающих человека, конечно, очень условно может быть пояснено на следующем примере. Возьмем телефонную связь. Кроме видимой аппаратуры (проводов, микрофона и т.д.), мы представляем себе невидимые носители информации – потоки электронов (электрический ток), исследуемые физическими науками. Но для пользующихся телефоном интерес представляет главным образом информация, передающаяся по телефону, точнее, содержание этой информации, заставляющее нас радоваться или гневаться, спорить или соглашаться, делать нечто или воздерживаться от этого. «Конструкцию» человеческого организма изучает анатомия, «носителей информации» – физиология высшей нервной деятельности, а «информацию» – психологическая наука.
Исходя из этого, можно уточнить важнейшую характеристику психики, указанную выше: она есть функция
мозга. Это значит, что психологическая наука изучает не сам мозг, а его специфическое свойство отражатьобъективную действительность. Такое утверждение нельзя абсолютизировать. Есть отрасль психологии, пограничная с физиологией высшей нервной деятельности, - психофизиология. Есть и такая отрасль, которая изучает мозг, тесно соприкасается с медицинскими науками, - нейропсихология.
Взаимосвязь факторов, формирующих стиль родительского
отношениях
Белоусова И.В., говоря о факторах, формирующих детско-родительские отношения, выделяет среди основных систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствия взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологи ...
Стили семейного воспитания
Отношения в семье можно представить в виде формулы:
система семейных отношений = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).
Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспи ...
Роль родителей в профилактике агрессивности подростка
Воспитание человека начинается с семьи. Данного аспекта мы так же уже касались во второй главе. От стиля воспитания в семье во многом зависит степень агрессивности ребёнка. Исследователями отмечено, что если родители снисходительно относя ...