Мир явлений, изучаемых психологической наукой
Страница 1

Материалы » Мир явлений, изучаемых психологической наукой

Предметом каждой науки является то специфическое, что она, в отличие от других отраслей знаний, изучает, исследует. Каждый знает, что психология изучает человека. Но его изучает не только психология. Человек является общим объектом познания для естественных, общественных и даже некоторых технических наук.

Классификацию наук, изучающих человека, иногда изображают в виде треугольника, углы которого условно обозначают естественные, социальные и философские науки.

«Между всеми тремя главными разделами стоит психология в качестве самостоятельной науки, изучающей психическую деятельность человека с естественно-исторической (отсюда ее связь с физиологией высшей нервной деятельности, т.е. отраслью естествознания) и с социальной стороны (отсюда ее связь, в частности, с педагогикой как отраслью общественной науки). Но еще теснее ее связь с логикой (наукой о мышлении) как частью философии»[1]. Исходя из этого философ академик Б.М.Кедров, которому принадлежит приведенная выше цитата, ставит психологию в центр треугольника.

Если говорить кратко, предметом

психологии, той специфической «стороны» человека, которую она изучает, является психика

. Слово это происходит от греческого psyhё, что означает душа. Но современная психология – это, конечно, не наука о душе. Психика – это свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность.

Говоря языком кибернетики, человек – это биосоциальная саморегулирующая система, внутренне дифференцированная и в то же время целостная. Внутренне дифференцированная в том смысле, что система эта включает в себя множество сложных элементов, выполняющих специализированные функции. Все эти элементы человеческого организма взаимосвязаны специфическим образом. Взаимосвязаны не только в том смысле, что «не рассыпаются», скреплены друг с другом в единое целое: они функционируют в высшей степени согласованно, синхронно. В результате на любое воздействие организм человека реагирует как целостная система. Например, от внезапного громкого звука человек весь как бы сжимается.

Единство организма и его взаимодействие с внешней средой достигается благодаря нервной системе. К каждому элементу организма подходит разветвленная «линия связи» – нервные волокна, по которым различные «составные части» человека обмениваются информацией. Есть в организме и своеобразный вычислительный центр – головной мозг. Сюда приходит вся информация, имеющая значение для человека, здесь она обрабатывается и отсюда же подается командная информация, обеспечивающая целостное реагирование организма. Процессы, происходящие в нервных тканях и обеспечивающие функционирование организма, изучаются особой отраслью биологической науки – физиологией высшей нервной деятельности.

Соотношение некоторых наук, изучающих человека, конечно, очень условно может быть пояснено на следующем примере. Возьмем телефонную связь. Кроме видимой аппаратуры (проводов, микрофона и т.д.), мы представляем себе невидимые носители информации – потоки электронов (электрический ток), исследуемые физическими науками. Но для пользующихся телефоном интерес представляет главным образом информация, передающаяся по телефону, точнее, содержание этой информации, заставляющее нас радоваться или гневаться, спорить или соглашаться, делать нечто или воздерживаться от этого. «Конструкцию» человеческого организма изучает анатомия, «носителей информации» – физиология высшей нервной деятельности, а «информацию» – психологическая наука.

Исходя из этого, можно уточнить важнейшую характеристику психики, указанную выше: она есть функция

мозга. Это значит, что психологическая наука изучает не сам мозг, а его специфическое свойство отражатьобъективную действительность. Такое утверждение нельзя абсолютизировать. Есть отрасль психологии, пограничная с физиологией высшей нервной деятельности, - психофизиология. Есть и такая отрасль, которая изучает мозг, тесно соприкасается с медицинскими науками, - нейропсихология.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Запоминание.
Деятельность памяти начинается с запоминания, т. е. закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии зап ...

Профессиональные стрессы и общие закономерности их проявления. Общая характеристика профессионального стресса
Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков [15; с.132]. Специалисты в области стресса считают, что длительный стресс, связанный с х ...

Уровни нравственного развития по Л. Колбергу
Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается. Этому уровню соотвествуют стадия дооперационального мышления и стадия конкретных операций ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru