Мир явлений, изучаемых психологической наукойСтраница 4
Следует еще раз подчеркнуть, что все три уровня психики функционируют одновременно, причем человек от природы наделен способностью сознанием управлять нижними уровнями психического отражения.
Если форма отражения характеризует тип реакции организма, а уровень – степень сознательности, то механизм психического отражения
отвечает на вопрос: каким образом, в соответствии с какими закономерностями при взаимодействии человека с окружающей действительностью формируется ответная реакция организма? Различают механизмы эмоционального, познавательного и волевого отражения.
Механизм эмоционального отражения, А.И. Китов, ссылаясь в своем учебнике «Психология управления» на советских физиологов и психологов, а именно на П.К. Анохина, объясняют следующим образом. «Нужда организма в чем-либо (потребность) при актуализации вызывает ощущение неудовлетворенности, беспокойства. По мере нарастания остроты нужды интенсивность дискомфорта организма усиливается. Удовлетворение потребности происходит на основе определенного замысла, в соответствии с которым по нервным путям подаются командные сигналы на периферию организма. А оттуда идут сигналы о том, насколько действие удовлетворения совпадает с исходным замыслом. Чем полнее это совпадение, тем интенсивнее положительное переживание. Исследования показали, что в подкорковых областях головного мозга имеются специализированные участки, которые генерируют переживание удовольствия или неудовольствия»[2]
Познавательное отражение реализуется взаимосвязанными механизмами восприятия, памяти, мышления и воображения.
В механизме восприятия, участвующем в формировании идеального подобия воздействующих на органы чувств предметов, как показали исследования ученых В.П. Зинченко, Т.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилес и других, важную роль играют моторные (двигательные) компоненты. Так при формировании зрительного образа глаз совершает сложнейшие движения, напоминающие ощупывающие движения руки при осязании. В результате этих движений осуществляется обнаружение. Затем начинается построение образа (идеальной копии предмета), завершающее различением. Далее следует идентификация, т.е. сличение построенного образа с образами, хранящимися в памяти. Заключительный этап – опознание, т.е. отнесение предмета к определенной группе, категории. Все эти перцептивные действия могут развертываться последовательно и практически одновременно.
От механизмов восприятия идеальная копия (образ) предмета «передается» механизму памяти. Одно из наиболее простых объяснений механизма памяти, хотя и далеко не полное, дает так называемая ассоциативная теория (ассоциация – связь, соединение). В соответствии с ней, если воспринимаемые предметы характеризуются пространственно-временной смежностью (скажем, воспринимаются одновременно), подобны чем-то друг другу либо контрастируют друг другом, образы, в которых они отражаются в коре головного мозга, оказываются взаимосвязанными. Поэтому, когда вспоминается один из предметов, по ассоциации всплывают в памяти другие.
В высшей степени сложны механизмы мышления и воображения. Согласно точке зрения психолога С.Л. Рубинштейна и его учеников, которая опять же приведена в учебнике А.И. Китова, основной механизм мышления объясняется следующим образом. «Объект мышления непрерывно включается во все новые связи, поворачивается новыми сторонами и качествами, которые фиксируются в новых понятиях. Таким образом, из объекта как бы вычерпывается все более полная информация, на основе которой формируется все более точное знание о нем. Такое манипулирование становится возможным благодаря слову, представляющему в психике сам предмет»[3]
Механизм волевого отражения. Одно из его объяснений дается следующим образом. В процессе деятельности между действиями, удовлетворяющими потребность, и словами, их обозначающими, в коре головного мозга устанавливается нервная связь. Причем в психике слово представляет цель, способы ее достижения, результат действий, отношение человека к ним и т.д. И когда в новом акте поведения человек формулирует («про себя» или вслух) цель, способ и другие параметры будущей деятельности, следы прежних действий, их результаты, оценки последних как бы оживают в мозгу, включаются в новую деятельность, стимулируя или тормозя ее. Происходит так называемая борьба мотивов, в результате которой человек останавливает выбор на том варианте поведения, который активируется более сильным мотивом, например чувством долга.
Выборка
В данном исследовании принимали участие подростки в возрасте от 13 до 16 лет. Испытуемые являются учениками школы №38 – 9 класс и школы-лицея №40 – 10 класс.
Всего было исследовано 40 учеников, из них 33 девушки (83% испытуемых) и 7 юнош ...
Классификация и описание толпы различных категорий. Классификация
толпы
Общее разделение толпы. -- Ее классификация. 1. Разнородная толпа. -- Как она образуется. -- Влияние расы. -- Душа толпы выражена тем слабее, чем сильнее душа расы. -- Душа расы отражает состояние цивилизации, душа толпы -- состояние варв ...
Содержание психотехнологии
Занятие 1. Знакомство и сплочение
Длительность: 1 час
Цель занятия – знакомство ведущего с участниками, сплочение команды
Задачи занятия:
· Знакомство участников между собой (если они не знакомы) и с ведущим;
· Установление правил и ...