Мир явлений, изучаемых психологической наукой
Страница 2

Материалы » Мир явлений, изучаемых психологической наукой

Будучи свойством мозга, психика человека в свою очередь сама выполняет важнейшую функцию: она отражает окружающий мир, - запечетливает факт взаимодействия человека с окружающим миром в виде идеальных явлений, неких подобий, которые «рисуются» в коре головного мозга приходящими сюда нервными импульсами от органов чувств.

Психика, как предмет психологической науки, - явление чрезвычайно сложное. Будучи своеобразной для каждого конкретного индивида, она функционирует как процесс психического отражения, развернутый во времени. В психическом отражении различают формы, уровни, механизмы и содержание.

Форма отражения

характеризует тип ответа психики человека на внешнее воздействие. Различают три формы психического отражения – эмоциональное, познавательное и волевое.

Эмоциональное – это такое отражение взаимодействия человека со средой, когда основной формой ответной реакции организма является переживание (радость или огорчение, гнев или страх и т.д.). Физиологи и психологи отмечают следующие характерные особенности эмоционального отражения:

а) интегративность, проявляющуюся в том, что эмоции охватывают весь организм, придают ему определенное целостное биологическое качество;

б) исключительность по отношению ко всем другим реакциям (например, страх как бы делает непослушными руки и ноги, мешает логически мыслить);

в) предельно обобщенную информативность, вследствие чего эмоции зачастую не дифференцированно и мгновенно оценивают значение внешнего воздействия для человека как бы по двух бальной системе «хорошо – плохо»;

г) предшествование другим реакциям (эмоция возникает раньше мышления и волевого действия претерпевает изменения).

В процессе развития личности на основе эмоциональных переживаний формируются чувства, в структуре которых ведущую роль играет социальное содержание.

Познавательное отражение реализуется в форме знания. Если эмоция, образно говоря, слепа, т.е., не вникая сколько-нибудь глубоко в объективные закономерности среды, оценивает воздействие на человека с точки зрения биологического выживания организма, то знание как форма отражения открывает для человека эти объективные закономерности. Оно в простейшем случае реализуется путем формирования в психике идеального подобия (образа) предмета (явления), воспринимаемого человеком. Это идеальное подобие может быть представлено в психике в виде своеобразной картины (например, вид местности, черты лица другого человека и т.д.) или словесных описаний, абстрагированных от реальной действительности, но отображающих ее более или менее полно. Аналитико-синтетическая деятельность мозга сортирует всю эту информацию и на этой основе выявляет новые свойства и качества объективной действительности, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств.

Волевое отражение реализуется в форме действия, направленного на преодоление разнообразных трудностей. Факт отражения здесь заключается в том, что человек, вступая в практическое взаимодействие с окружающим миром, не может не считаться с его объективными закономерностями, а вынужден отражать их в каждом своем шаге. Даже в простейшем случае, например при любительской рыбной ловле, человек строит свое поведение с учетом «поведения» рыбы, воды и т.д. Длительное молчаливое ожидание момента, когда клюнет раба, - это тоже волевое отражение окружающей действительности, отражение в форме действий, характер которых не может определяться человеком произвольно, т.е. независимо от окружающих условий.

Членение форм отражения на эмоциональное, познавательное и волевое осуществляется из теоретических соображений, для удобства объяснения предмета психологической науки – психики человека. Фактически же каждый реальный акт взаимодействия человека с окружающим миром – это целостный психический процесс, представляющий собой единство эмоционального, познавательного и волевого моментов, которые по интенсивности могут находиться в разных соотношениях.

Рассмотренные выше формы отражения реализуются на трех взаимосвязанных уровнях

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Разнородная толпа
О характерных чертах этой толпы мы уже говорили раньше. Такая толпа составляется из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и умственному развитию. Мы знаем уже, что коллективная психология людей, образующих действующую толпу, о ...

Исследования развития социально-важных навыков у детей с ДЦП. Особенности диагностики детей с отклонениями в развитии и основные методы работы
Наиболее принципиальной и важной задачей, решаемой реабилитационным центром Министерства социальной защиты населения Российской Федерации при работе с детьми-инвалидами, является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социа ...

Уровни развития способностей
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, что бы некоторая сп ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru