Контроль над сознанием
Контроль над сознанием адептов устанавливается по следующим стадиям:
I. Разтормаживание
(психологическое растормаживание, доведение до состояния психологической аморфности и хаотического состояния сознания):
1. дезориентация;
2. сенсорная депривация и/или сенсорная перегрузка (существенная недогрузка или перегрузка тех или иных органов чувств);
3. физиологическая манипуляция (лишение сна, лишение возможности побыть одному, изменение диеты);
4. гипноз (в качестве средств используются визуализации, притчи и метафоры, двусмысленности, медитации, монотонное произнесение молитв, пение);
5. новообращенные принуждаются поставить под вопрос свою идентичность ("потерять себя прежних").
II.
Изменение:
1. создание и навязывание новой идентичности, проделанное шаг за шагом (формально - в ходе индоктринальных занятий; неформально - другими адептами, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.);
2. использование техник модификации поведения (награды и наказания, использование техник остановки мышления, контроль окружения);
3. мистическая манипуляция (приписывание тем или иным событиям и ощущениям в жизни "обрабатываемой" личности тех смыслов и значений, которые выгодны лидерам и группе);
4. использование исповедей и доносов.
III.
Замораживание (консервация новых стереотипов):
1. укрепление новой идентичности;
2. отделение от прошлого, передача собственности, переход к культовой деятельности и сближению с другими адептами;
3. новое имя, новый язык, новая "семья";
4. спаривание с новыми ролевыми моделями (система "приятельства");
5. продолжение индоктринации (семинары, учеба, усвоение групповых норм.
Контроль сознания осуществляется в четырех основных сферах: контроль поведения; контроль информации; контроль мышления (мыслей); контроль эмоций (чувств).
Предмет и сущность психологии религии
Предметом психологии религии является религиозность как психический факт, а именно суть сознания и религиозное поведение человека как выражение его внутренних переживаний.
Один из основателей современного религиоведения Макс Мюллер[8] ск ...
Профориентация учащихся на современном этапе. Введение .
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся,
Расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специ ...
Психотравмирующие последствия супружеского конфликта
Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность с ...
