Мир явлений, изучаемых психологической наукой
Страница 3

Материалы » Мир явлений, изучаемых психологической наукой

. Соответственно различают бессознательный, подсознательный и сознательный уровни отражения.

Бессознательным называют самый низкий уровень отражения, при котором человек не осознает, каким образом психика осуществляет отражение реальной действительности. Сюда относятся такие ответные реакции организма на внешнее воздействие, которые срабатывают как бы автоматически, не прослеживаясь мысленно самим человеком. Например, если палец внезапно коснется необычно горячего или холодного предмета, рука отдергивается прежде, чем мы почувствуем боль или осознаем опасность. Точно так же при сильном свете зрачок суживается, а при слабом – расширяется, причем «автоматически». Мы даже не замечаем, как приспосабливается зрительный аппарат к силе света. Не осознаются не только такие простейшие реакции. Каждый по своему опыту знает, что иногда настроение портится или улучшается по причине, которую не удается установить. Аналогично не осознаются многие мысленные операции. Человек порою сам удивляется, как пришла к нему та или иная интересная мысль (пример – интуиция). Все эти факты не беспричинны, в них нет никакого чуда. Они объясняются объективными закономерностями психики, которые сами собой «не всплывают» на поверхность сознания. Кирпич красный полнотелый цена за штуку - строительный кирпич ООО Город.

Однако имеются факты, свидетельствующие о том, что усилием воли можно поднять на уровень сознания, по крайней мере, некоторые из бессознательных психических явлений. Так, путем проведения специальных тренировок можно научиться регулировать частоту пульса.

Сознательный уровень психики (сознание) представляет высший уровень отражения, при котором человек заранее ставит определенную цель, соответствующую его потребностям и объективным условиям реальной действительности, и твердо управляет своей внутренней (психической) и внешней (практической) деятельностью по ее (цели) достижению. На этом уровне осуществляется отражение наиболее жизненно важных для человека предметов и явлений окружающего мира. Из трех рассмотренных выше форм отражения – эмоционального, познавательного и волевого – только последнее осуществляется исключительно на сознательном уровне. Однако это не значит, что какая-то реальная деятельность, сопряженная с преодолением трудностей, может осуществлять совершенно без участия бессознательного уровня психики. Например, если человек читает трудную для понимания, но нужную книгу, он заставляет себя сосредоточить внимание на тексте, не дает себе отвлекаться, вдумывается в содержание, анализирует его и т.д. При этом он не осознает периодические движения глаз по тексту, процесса преобразования световых волн, несущих информацию, в нервные коды, «транспортировку» последних в кору больших полушарий и осуществляемою тем мозгом сложную работу. Словом, сознательный уровень отражения не может толковаться как самостоятельно функционирующий, независимо от бессознательного. Первый управляет последним, подчиняет его сознательно поставленной цели, но непрерывно с ним взаимодействует и на него опирается.

Подсознательный уровень отражения является промежуточным между бессознательным и сознательным. Отличия подсознательного от бессознательного весьма существенны. В основе бессознательного отражения лежат главным образом врожденные нервные образования, действующие автоматически и мало склонные всплывать на поверхность сознания. Подсознательное имеет, как правило, иное происхождение. Приведем пример. Когда человек впервые обучается вождению транспорта, он порознь заучивает правила обращения с каждым органом управления (рулем, тормозной педалью, переключением скорости и т.д.). Трогаясь с места, он заранее обдумывает, в какой последовательности и как нужно действовать. В этот момент он всецело поглощен манипулированием руками и ногами и любое постороннее воздействие его сбивает. Но вот проходит время, приобретается опыт, тогда руки и ноги как бы сами знают, что им делать. Человек уже не думает, по крайней мере сколько-нибудь развернуто, как тронуть машину с места. В данном случае система действий водителя «ушла» в подсознание и в любое время может быть «затребована» оттуда. Так, если машина после привычных действий не тронется с места, водитель «поднимает» всю последовательность действий на уровне сознания и заново осмысливает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Социальные последствия потребления алкоголя детьми и подростками
Социальные потрясения, переживаемые обществом в целом, в первую очередь находят свое отражение в молодежной среде, причем, в гипертрофированном виде. Это обусловлено рядом причин, связанных со спецификой возраста: существенными морфо-функ ...

Мнемотехника
Мнемоника (искусство запоминания) мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и факт ...

Стили родительского отношения: понятие и характеристика
Либин А.В. (1999) обозначает стиль родительского отношения как устойчивый паттерн поведения, базирующийся на комбинации индивидуальных переменных (личностные свойства, ожидания и представления, способы реализации воспитательных воздействи ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru