Локус контроля как психологический фактор, характеризующий тип личности. История возникновения методики со стороны теории социального научения Дж. Роттера
Страница 1

Материалы » Степень конформности у людей с разным уровнем субъективного контроля » Локус контроля как психологический фактор, характеризующий тип личности. История возникновения методики со стороны теории социального научения Дж. Роттера

Роттер Джозеф Б. (р. 1916) - американский психолог, специалист в области клинической психологии, психологии здоровья, психологии личности, социальной психологии, теории социального научения. Наиболее известен как теоретик социального научения. Роттер разработал "Шкалу интернальности-экстернальности" (1966) для измерения этих индивидуальных различий. Он разработал также ряд личностных опросников: "Градация устремленности", "Бланки незаконченных предложений", "Шкала межличностного доверия" и другие.

Теория социального научения Роттера появилась в середине 1950-х годов и за 20 лет окончательно сформировалась. Она возникла в контексте американской науки, направленной на позитивное знание. Правда, большое влияние на выбор ценностных оснований оказала адлеровская психология, ориентированная на социальные детерминанты поведения. Так, например, появились аксиомы: психология должна исследовать индивида в контексте значимого для него окружающего мира (аксиома 1); личностные конструкты не могут быть редуцированы к конструктам других наук (аксиома 2). Но сильнее оказалось воздействие психологии Э. Толмена, ориентированной на естественнонаучный подход. Это отразилось в следующих аксиомах: поведение целенаправленно и зависит от подкрепления (аксиома 6); целеориентация определяется антиципацией, основанной на опыте уже имеющихся действий (аксиома 7). При этом необихевиористкая традиция проявляется в теории социального научения и как некоторый эталон научности, предписывающий строгую формализацию исходных понятий. Поэтому, переходя от методологических постулатов к построению теоретической модели, Роттер старается выводить сложные, "молекулярные" формы поведения, на которые нацелена социальная или клиническая психология, из элементарно простых, "молярных", воспроизводимых в регламентированных условиях эксперимента.

Основная задача теории Роттера - прогноз поведения в ситуации выбора из четко определенных альтернатив. В соответствии с первым концептом теории в ситуации выбора будет реализовываться то действие, "поведенческий потенциал" которого выше. Сам "поведенческий потенциал" предстает как интеграция двух составляющих: субъективной вероятности подкрепления после действия, или "ожидания", и субъективной "ценности" этого подкрепления.

Затем, пытаясь дать анализ этих составляющих и переходя к рассмотрению "ценности", Роттер выходит на уровень "молекулярных" форм поведения. "Ценность" результата действия выражается в интеграции "ценности" самого действия и "ценности" сопутствующих ему следствий.

При этом он совершает важный шаг - осуществляет не обусловленное исходной аксиоматикой и не формализованное введение типология ценностных состояний. Они организуются в шесть классов, которые затем с минимальными изменениями попадают в опросник ROT-IE: признание, доминантность, независимость, безопасность, любовь и физическое благополучие. Внутренняя логика классификации ценностных состояний остается скрытой; при анализе конкретного поведения они рассматриваются как константы и "выносятся за скобки".

Но автор теории социального научения делает акцент на развертывании понятия "ожидания", что дает следующую формализацию: субъективна вероятность наступления события в определенной ситуации предстает как сумма "специфического ожидания", обусловленного опытом взаимодействия с аналогичными ситуациями, и "генерализованного ожидания", основанного на опыте решения более широкого круга задач. При этом роль "генералированного ожидания" в новой ситуации будет решающей; в типичной же ситуации, наоборот, реализуется "специфическое ожидание", сформированное опытом взаимодействия с данным типом ситуаций.

Роттер не вводит понятий, которые создавали бы контекст для понятий "ценности" и "ожидания", например: "динамика мотивационно-потребностной сферы" или "Я-концепция" [2]. Это приводит к тому, что ряд эмпирических данных начинает вступать в противоречие с его теорией. В частности, "ценности" и "ожидания", рассматриваемые им как независимые, в действительности оказываются взаимосвязанными: при неуспехе "ценность" цели снижается из-за ассоциации с неприятными эмоциями. X. Хекхаузен видит в этом принципиальные ограничения внеситуативных (генерализованных) конструктов в целом по сравнению с ситуационно-специфическими[3], что вызывает у нас некоторые сомнения. Возможное решение рассматриваемого вопроса заключается в том, чтобы дать описание "генерализации" как качественного процесса, происходящего вместе с развитием личностных структур. Для Роттера же генерализация - линейный, количественный процесс, в котором происходит обобщение ряда опытов, поэтому данное понятие остается у него чисто описательным, не имеющим экспериментального обоснования и не выходящим на механизмы создания Я-концепции.

Страницы: 1 2


Становление самосознания. Внешний облик подростка
Внешний облик – предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. Подростку предстоит в сфере развития его самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику. От отрицания себя телесного через кризисные ...

Процедура проведения опроса и обработки результатов
Методика исследования позволяет сравнительно быстро и эффективно определить уровень сформированности субъективного контроля как у одного, так одновременно и у нескольких человек. Каждый испытуемый должен быть обеспечен индивидуальным текс ...

Обработка и сравнительный анализ результатов исследования
Обработка результатов. После поведения первого теста результаты обрабатываются следующим образом: Итак, любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу. 0 _¦ 44 экс ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru