Заражение
Страница 1

Материалы » Психическое заражение и подражание » Заражение

В энциклопедии социологии дано следующее определение психического заражения. Заражение психическое – собирательное наименование ряда явлений и феноменов индивидуально-психического и социально-психологического порядка в поведении людей, предпосылками которых являются механизмы суггестии и подражания. Определяющим для психического заражения выступает явная доминация эмоциональной компоненты ее осуществления и проявления. Психическое заражение тесно связано с таким феноменом, как "мода", а также с прецедентами таких явлений, как коллективные фобии (страхи) различного вида. Первую попытку собственно социологического объяснения феноменов психического заражения осуществил Г. Лебон в своем проекте реконструкции поведения человеческих "толп"[2].

Согласно Андреевой, заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр.

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя»[3]. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние[4].

Психологическая трактовка психического заражения мною найдена следующая. Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенных психическим состояниям. При этом происходит не осознанная передача/принятие какой-то информации или образца поведения, а передача определенного эмоционального состояния (психического настроя). Так как все это имеет место в массе, наблюдается многократное взаимное усиление эмоциональных состояний общающихся людей.

Примеры:

- религиозные экстазы;

- массовые психозы;

- паника (следствие дефицита или избытка информации о пугающей или непонятной новости). Но если в ситуации паники находится человек, способный предложить образец поведения, которое восстановит нормальное эмоциональное состояние толпы|,панику можно прекратить;

- эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ. Установлено, что для возникновения заражения необходимо установление общности оценок (популярного артиста, фашистского лидера и т.д.), чему очень способствуют предварительные аплодисменты.

Заражение играет важную роль в различных социально-психологических феноменах. Особенно велика роль заражения для возникновения "психических эпидемий" среди больших групп населения. К ним можно отнести кликушество, пляски Святого Витта, бесчинства фанатизированной толпы, повальное увлечение модой, различными веяниями в искусстве, литературе, медицине и т. д. Содержание этих доминирующих эмоций определяет содержание психического заражения. Оно играет важную роль в общественной жизни. Умелое использование психического заражения – важнейший компонент работы педагога, руководителя и вообще любого воспитателя[5].

Заражение – не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера может служить заражение личным примером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф и т.д.[6]. Заразителен пример командира, поднимающего в атаку свое подразделение, призыв партийного вожака, направляющего действия больших масс людей, учителя, увлекающего своих учеников.

Особой ситуацией, по мнению Андреевой, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения. Заражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах. Широко известен пример возникновения массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи, организованной радиокомпанией Эн-би-си по книге Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (по официальным данным, около 1 200 000 человек) пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан». Это явление было специально проанализировано американскими психологами.

Страницы: 1 2 3


Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса проявляются во всех его структурно – функциональных элементах и оказывают существенное влияние на него. Влияние этих закономерностей происходит через реализацию принципов педагогического процесса, к ...

Раса
Этот фактор, раса, должен стоять в первом ряду, так как своим значением он превосходит все другие. Ранее мы указали на его влияние и потому не будем больше возвращаться к этому вопросу. В предшествующем труде мы говорили о том, что такое ...

Как преобразовываются учреждения, религии и языки
Высшие расы не могут точно так же, как и низшие, резко изменить элементы своей цивилизации. -- Противоречия, представляемые народами, переменившими свою религию, свой язык и свое искусство. -- В чем видны эти перемены. Глубокие изменения, ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru