Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста. Психический инфантилизм
Страница 1

Материалы » Нервные дети » Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста. Психический инфантилизм

Психический инфантилизм – психическая и физическая недозрелость ребёнка, приводящая при неправиль6ном воспитании к задержке возрастной социализации. Его развитию способствуют усугубление неблагоприятных предпосылок эгоцентрическим или тревожно-мнительным воспитанием, асфиксия в родах, болезни в первые месяцы жизни.

Психический инфантилизм базируется на задержке развития лобных долей головного мозга. В результате у ребёнка задерживается формирование понимания норм и правил поведения и общения. Дети с данной формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на один-два года, и при поступлении детский сад возникает потребность поместить такого ребёнка в младшую группу, а при достижении им школьного возраста оставить его «на дозревание» в детском саду.

При психическом инфантилизме дети начинают говорить вовремя и даже раньше срока, задают вопросы и рисуют в полном соответствии с возрастными нормативами, своевременно осваивают чтение и счёт. Несмотря на то, что они даже высказывают оригинальные мысли им, присуща наивность, детскость не по возрасту и неприспособленность к жизни.

Психически инфантильному ребёнку присуща жизнерадостность, бьющая через край эмоциональность двух-трёхлетнего, хотя на самом деле ребёнку уже четыре – пять лет. Его неосмотрительность и неосторожность не от умственного отставания, а от наивности ребёнка, не представляющего, что его кто-то или что-то может обидеть. Такой ребёнок вольно обращается со взрослыми не от грубости и бесцеремонности, а от щенячьей радости жизни и той же безоглядной живости, когда отсутствует представление о том, что можно, а чего нельзя. Их детскость подкупает взрослых и как-то сама собой подводит к воспитанию психически инфантильных по эгоцентрическому типу. «Нельзя» и «надо» инфантильные не воспринимают, поскольку задержано развитие лобно - теменных функций мозга, а безутешный плач и истерический протест столь «маленьких» так обезоруживают взрослых, что и время доразвития этих основополагающих понятий нередко оказываются упущенными. Спохватываются тогда, когда требование выполнять «нельзя» и надо вызывает у инфантильного уже недоумение, обиду и, естественно, бурный протест. Инфантильные дети добры, но результат их развития таков,, что они не понимают, когда можно пошалить, а когда нельзя, так как в семье неприятность или горе.

Так как физически они развиты и выглядят по возрасту, сверстники подходят к ним как к равным, но общение не получается так как инфантильные думают, говорят и поступают как младшие по возрасту.

Для инфантильных характерна богатая природная эмоциональность, но она не обогащается параллельным развитием качеств истинного ума, обеспечивающих полноценную ориентацию и социализацию, а потому не достигает необходимого по возрасту уровня. Они неподдельно радуются, гневаются, печалятся, симпатизируют, испытывают страх, но всё это через край, бурно, безудержно и поверхностно. Их мимика, как и жестикуляция, жива и выразительна. Но они не знают глубокой любви, истинной печали, настоящей тоски, тревожности и чувства опасности.

Задержка развития лобных долей головного мозга с их функцией долговременного целеобразования и планирования предопределяет и тенденцию к задержке формирования воли.

Другой вариант психического инфантилизма – общая психофизическая незрелость по инфантильному типу. Такой ребёнок – дитя надолго. У него плохой аппетит, и он часто болеет. Он шалун, но в меру, часто тихоня. Он не тре­бователен и не капризен, ласков и послушен. Такой ре­бенок не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость. И его воспитание, как правило, приобретает тревожные тенденции. В детском садике воспитатель­ница оберегает его, и это не вызывает протеста с его стороны. Он принимает покровительство старших как должное. Учительница водит такого ребенка за руку, не отпускает от себя, невольно снижает требования к нему. Все принимают его детскость, и даже сверстники охот­но играют с ним, отводя ему роль маленького, проеци­руя на него зарождающийся родительский инстинкт, защищают, утешают, если он плачет. И ребенок при­нимает отводимую ему роль. Она удобна и приятна. Он не хочет взрослеть и в школьные годы. Если события развиваются в таком же направлении, он, став взрос­лым, продолжает играть ту же роль.

Страницы: 1 2 3


Трагедия прикладной психологии в России в 30-е годы
К середине 30-х годов были разгромлены также прикладные отрасли психологии, и прежде всего психотехника и педология. Нападки на психотехнику начались в конце 20-х гг. на волне общих дискуссий, проводимых в секции естествознания Комакадем ...

Результаты исследования личностных качеств учащихся 2 «Б» МОУ Лицея № 15 в 2005 – 2006 году:
При помощи методики «Лесенка» , целью которой является изучение самооценки, были получены следующие результаты: (см. Таблицу 5) Для группы респондентов (младших школьников) характерно наличие как дифференцированной, так и недифференциров ...

Восприятие времени в музыке.
Закономерности восприятия «музыкального времени» при всей своей специфике являются отражением общепсихологических законов восприятия времени. Согласно одному из этих законов, время заполненное кажется коротким в переживании, длинными – в ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru