Социальные последствия потребления алкоголя детьми и подростками
Страница 1

Материалы » Агрессия подростков как социальная проблема современного общества » Социальные последствия потребления алкоголя детьми и подростками

Социальные потрясения, переживаемые обществом в целом, в первую очередь находят свое отражение в молодежной среде, причем, в гипертрофированном виде. Это обусловлено рядом причин, связанных со спецификой возраста: существенными морфо-функцио-нальными изменениями периода полового созревания, трудностями социализации, отсутствием жизненного опыта, неустоявшимся мировоззрением, юношеским максимализмом.

Поэтому негативные явления, происходящие в обществе, социальные пороки, в том числе и неумеренное потребление алкогольных напитков, являются в значительной степени проблемой молодежной. Современное состояние общества как никогда способствует массовому распространению социальных пороков, врастанию их в наш быт, в наше мировоззрение.

Отмечаемое, в частности, специалистами постоянное увеличение уровня потребления, снижение возраста приобщения, массовое распространение среди молодежи и подростков, связаны прежде всего с охватившим страну кризисом в идеологической, духовной, экономической и других сферах общественной жизни, который привел к разрушению существующих идеалов, стереотипов поведения, не дав ничего взамен. Существенное влияние оказывают и сложившиеся за последние годы социально-экономические условия жизни общества: резкое падение жизненного уровня населения, небывалое и непривычное для нас расслоение на бедных и богатых, тотальная криминализация, неуверенность в завтрашнем дне, угроза оказаться участником военных действий, обесценивание человеческой жизни, отсутствие социальных гарантий и социальной защищенности.

Следует отметить также, что одной из существенных причин неблагополучия в молодежной среде является ослабление или отсутствие гигиенической работы, гигиенического воспитания и обучения в учебных заведениях, неорганизованные досуг и летние каникулы и т.д.

Все это сказывается крайне неблагоприятно и способствует формированию у значительной части молодежи различных форм антисоциального поведения, в том числе и неумеренного потребления алкогольных напитков.

С помощью разработанной и многократно апробированной методики, в соответствии с программой мониторинга наркологической ситуации в подростковой и молодежной среде, регулярно в течение почти 10 лет проводятся исследования учащихся средних и средних специальных учебных заведений, а также подростков, нигде не обучающихся и не работающих.

Многолетняя практика исследования закономерностей и тенденций формирования у подростков и молодежи отношения к психоактивным веществам позволяет сделать вывод о том, что наиболее характерную картину приобщения можно проследить при изучении отношения к психоактивным веществам учащихся системы профтехобразования [10].

Это связано с тем, что здесь, как правило, учатся дети из неблагополучных, неполных семей, дети педагогически "запущенные" (по разным причинам), нередко с задержкой развития. От многих из них школа отступилась в силу нежелания или неспособности осваивать ими школьную программу. Кроме того, играет роль появление новых стрессовых ситуаций, таких как изменение социального окружения, присоединение к учебной нагрузке производственной деятельности и, как следствие, изменение привычного режима труда и учебы, и отдыха, ослабление семейного контроля. По мере освоения профессии у подростков начинают появляться собственные заработки (стипендия, оплата во время производственной практики и т.д.), которыми можно распорядиться по своему усмотрению.

Все эти внешние изменения происходят на фоне внутренних изменений, свойственных периоду полового созревания, который справедливо считается одним из наиболее критических в жизни человека. Такие изменения провоцируют начало приобщения к психоактивным веществам и делают учащихся СПТУ объектом внимания исследователей.

Представляют интерес и школьники – учащиеся средних и старших классов – ровесники учащихся СПТУ. Они составляют довольно многочисленный категорию молодежи. Так, в Москве обучается одновременно порядка 250 тыс. старшеклассников (в системе СПТУ – около 114 тысяч).

Страницы: 1 2 3 4 5


Исследования интеллектуальной активности
Интеллектуальная инициатива Выражение активности в инициативе интуитивно понимается всеми. Никто не назовет инициативным человека, выполняющего работу лишь в заданных пределах. Такого человека называют обычно добросовестным. Однако совер ...

Специфика учебной мотивации студента.
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, наприме ...

Гендерные установки
В широком смысле гендерные установки – это готовность к определенному виду социальной активности в системе межполового взаимодействия. Решающим фактором в формировании гендерных установок является опыт межличностных отношений с значимыми ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru