Присвоение гендерных установок, популярных в обществе,
женщинами с гомосексуальной идентичностьюСтраница 2
Анализ содержательной стороны ассоциаций позволил выделить несколько основных категорий (групп ассоциаций). Рассмотрим их по степени убывания частоты встречаемости (в процентах от общего количества ассоциаций):
1. Сексуальные описания («оральный секс», «анальные и вагинальные шарики», «поза 69», «поцелуи взасос» и др.) – 36,2%. Можно видеть, что лесбиянка для большинства студентов – это определенный тип сексуального поведения, сексуальных техник. Жизнь лесбиянки через данную призму предстает как оторванный от реальности секс – и только.
2. Положительный интерес («красиво», «прикольно», «круто», «интересно») – 19,7%. В данном случае лесбиянка фигурирует как объект пристального внимания, привлекающий интерес фактом своей необычности, инакости. Плюсом такого интереса является его положительная направленность; минусом – отношение к лесбиянке как к объекту, экспонату.
3. Лесбийская ориентация как отклонение («болезнь», «отклонение поведения», «извращение») – 11,0%. Здесь лесбиянка предстает как нечто больное, неправильное, нуждающееся в «лечении», изменении. Данная категория ассоциаций представляется нам самой трудной для проработки, так как является выражением глубоко укоренившегося стереотипа.
4. Сексуальное возбуждение («возбуждает», «заводит», «я бы присоединился» и др.) – 8,7%. Данная категорий ассоциаций описывает отношение студента к лесбиянке как к объекту сексуального желания. Отказ учитывать при этом реальные потребности самой лесбиянки («А вы спросили, хотят ли они вашего присоединения?») приводит к тому, что лесбиянка окончательно перестает восприниматься как личность со своей волей, желаниями и потребностями, а становится лишь объектом, предназначенным удовлетворять мужское вожделение (данная категория встречается только в ответах юношей).
5. Разочарование в мужчинах («ненависть к мужчинам», «неприятие мужского пола», «проблемы в сексе», «нехватка мужской любви», «старые девы») - 7,9%. Данная категория ассоциация описывает попытки студентов объяснить себе причины «нестандартного поведения» лесбиянок. Лежащим на поверхности объяснением является следующее рассуждение: не повезло девушке с мужчиной, вот и приходится теперь использовать женщин. Фактически, лесбийская ориентация рассматривается как заместительная по отношению к традиционной сексуальной ориентации, при этом не осуществляется анализ внутренней сути вопроса.
6. Влияние СМИ («Тату», «телевизор», «мода») – 5,5%. Здесь лесбиянка предстает как продукт СМИ, ими же сформированный. Лесбийская ориентация выступает как игра, шоу, нечто ненастоящее, напоказ, ради моды.
Важно при этом все же отметить, что в выборке существуют ассоциации, описывающие лесбиянку как «интересного человека», личность; в единичных случаях упоминаются понятия «понимание», «взаимная поддержка», «борьба за права».
Очевидно, что существует большое поле для формирования адекватного образа лесбиянки в общественном сознании. Данная работа должна, по мнению психологов, вестись в направлении изживания стереотипных представлений о лесбиянке как сексуальном объекте, как извращении, как женщине, комплексующей в отношениях с мужчинами. На смену этим стереотипам должно прийти представление о лесбиянке как о личности, обладающей индивидуальными потребностями и правом их реализовывать, обладающей свободой воли; как о личности, имеющей полное право обладать определенными чертами характера.
Таким образом, в представлении молодых людей образ лесбиянки, более положителен, но все, же не лишен негативного оттенка. В молодежной среде также часто бытуют гендерные стереотипы о властности, жесткости, независимости, силе, активности и радикализме женщин с гомосексуальной идентичностью.
Но кроме этого прибавляются стереотипы творческой натуры лесбиянок, неординарности, индивидуальности, неудовлетворенности. На этом фоне возникают гендерные роли женщины-лидера, руководителя, женщины, занятой в сфере искусства, спорта или традиционно мужских областей деятельности.
Но во всех случаях общественное мнение считает невозможным принятие гомосексуальной женщиной роли матери, а подчас и роли семейного человека, полноправного члена семьи вообще. В этом плане лесбиянка также приобретает роль постоянного изгоя, холостяка, противника и врага традиционных, семейных ценностей, разрушительницы моральных устоев, развратительницы молодого поколения, даже если это не соответствует действительности.[13]
Сами же лесбиянки могут принимать или не принимать эти гендерные стереотипы, то есть формы поведения в обществе. Фундаментальных исследований на эту тему в России не проводилось, но зарубежный опыт и наблюдения показывают, что часть женщин с гомосексуальной идентичностью все же присваивают некоторые гендерные установки, особенно гендерные стереотипы.
Развитие интеллектуальных способностей.
"Сходство и различие"
Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:
Книга - тетрадь День – ночь
Лошадь - корова Дерево – куст
Телефон - радио Помидор – огурец
Самолет - ракета Стол – стул
"Поиск п ...
Механизмы психологической защиты
Одна из важнейших функций «Я», по Фрейду, - осуществление психологической защиты. В тех случаях, когда человек не может справиться с трудной для себя ситуацией, сопряженной с переживанием тревоги, вины и т.п. на помощь приходит бессознате ...
Опытно-эксперементальная работа по профилактике конфликтов средствами игровой
деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Методы
профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности
Конфликт между детьми – это, прежде всего следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. Ведь любая совместная деятельность или игра – проверка способности людей согласовывать сво ...