Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация
Страница 2

Материалы » Здоровый образ жизни как научная проблема » Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация

В последнее время стали появляться публикации, направленные на исследование представлений о здоровом образе жизни и мотивации к нему, но работ по изучению учителей начальных классов явно недостаточно. Учитель для младшего школьника является одним из наиболее значимых взрослых, поэтому представления педагогов, их привычки. Система ценностей во многом определяет установку детей на ЗОЖ.

В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования стало изучение представлений учителей начальных классов и студентов о здоровье, здоровом образе жизни и факторов, с ним связанных. Всего было проанализировано 60 анкет учителей начальных классов - слушателей курсов повышения квалификации (в большинстве случаев имеющих высшее образование: далее – учителя) и 210 анкет будущих учителей – студентов первого курса отделения заочного обучения факультета начальных классов (далее - студенты).

Анкетирование учителей проводилось во время лекции о здоровье, сохраняющих образовательных технологиях на курсах повышения квалификации в КК ИПК РО и студентов во время проведения семинаров в рамках курса «Основы здорового образа жизни и профилактика болезней».

В исследовании была использована анкета, составленная О.С. Васильевой и Е.В. Журавлевой, в которой испытуемые должны были проанализировать 12 заданных характеристик здорового образа жизни, дать субъективную оценку по 10-балльной шкале уровня реализованности здорового образа жизни в их жизнедеятельности. Участники исследования также отвечали на вопросы: «Необходим ли здоровый образ жизни и почему?» «Насколько эффективность жизни зависит от образа жизни?» «Что вы делаете для повышения уровня своего здоровья?».

При ранжировании составляющих здорового образа жизни педагоги и студенты в первую очередь отмечали отсутствие вредных привычек, полноценное и правильное питание, но меньше внимания уделяли занятиям спортом.

На первое место большинство учителей (25 % опрошенных) поставили «Вести осмысленную жизнь» (табл. 1). Вероятно, это связано с тем, что он был задан после варианта «Не вести беспорядочную половую жизнь» и противовес ему – «Вести осмысленную жизнь». Большинство студентов (28,5 %) на первое место поставили «Не употреблять наркотики». Явное отражение бытующих представлений в студенческой среде, возможно связанное, в том числе, с интенсивной антинаркотической пропагандой. Но отношение к таким вредным привычкам, как курение и употребление алкоголя, не всегда отрицательное. Если у педагогов вариант ответа»не пить» связан с ЗОЖ (3-е место), то к курению учителя относятся более благосклонно. Студенты курение и употребление алкоголя слабо связывают с ЗОЖ – 8-9 места соответственно

Гармоничные отношения в семье больше волнуют студентов (9,5 %), чем у учителей (1,6 %).

Позитивное отношение к себе, по мнению студентов, вообще не связанного со здоровым образом жизни. Учителя больше внимания уделяют позитивному отношение к себе (6-е место). Но удивительно, что ни один педагог и все студенты – будущие педагоги, не считают, что доброжелательное отношение к другим людям связано со здоровым образом жизни.

Сама процедура ранжирования предложенных составляющих здорового образа жизни расширила представления респондентов о нем. Такого типа исследования выступают еще и фактором формирования более полных представлений о здоровье и факторов его определяющих.

В иерархии ценностей здоровье у всех участников исследования стоит на первом месте, семья – на 2-м (табл. 2). В этом проявляется понимание того, что семья – это источник поддержки и сил для любого человека.

В системе первое место традиционно занимает здоровье. Но выявилось противоречие: с возрастом ценность здоровья, по нашему мнению, должна возрастать в связи с появлением возрастных проблем со здоровьем. Здоровье же оказалось наиболее значимо для каждого второго студента, и только около 40 % опрошенных педагогов поставили здоровье, как ценность, на первое место.

По отношению к семье мнения также совпали: практически каждый пятый опрошенный поставил семью, как ценность, на первое место.

Уверенность в себе важна для 16,0 учителей, но не имеет значения для студентов. Для них более значимым является творчество – 3-е ранговое место.

Студенты оказались более стереотипными в выборе. Ценности, занявшие первые два места, выбрали трое из четырех опрошенных студентов, учителя – около 60 %.

Любовь имеет первоочередное значение для 8,0 % студентов и 8,9 педагогов. Очевидно, с одной стороны, любовь для женщин, как ценность, менее значима (4-е место), с другой - 16 –я и любовь оказались слабо связанными друг с другом. На наш взгляд, выявлена особенность, которая требует дополнительных социально-психологических исследований: семья как ценность значима практически для каждого пятого опрошенного педагога и студента, но отношения в семье почти не основаны на любви и слабо связаны со здоровьем.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие личности. Факторы социализации, формирования и развития личности
Личность - это индивид, занимающий определенное место в общности людей, выполняющий в ней определенную роль, являющийся субъектом активной деятельности, носителем сознания и самосознания, обладающий мировоззрением, достигший понимания сво ...

Формирование личности ребенка в семье
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находи ...

Введение.
Если мы задумаемся на минутку, во что могла бы превратиться наша жизнь, будь человек, совершенно лишен памяти: он бы не знал кто он такой, где находится и какое сегодня число, он не смог бы говорить, читать писать и пользоваться столовыми ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru