Личностные и семейные особенности, предрасполагающие к вовлечению в тоталитарный культ.
Страница 2

Материалы » Помощь жертвам влияния нетрадиционных религиозных культов » Личностные и семейные особенности, предрасполагающие к вовлечению в тоталитарный культ.

IV. Лица, с хорошо развитым критическим мышлением,

без невротизирующих комплексов, достаточно самостоятельные в определении своего поведения, ориентированные на макросоциальные, духовные ценности. У этих лиц наблюдается неудовлетворенность культивируемым в современном обществе гедонизмом, информационный голод, жажда духовной пищи, жажда познания истины. Все это является причиной, формирующей мотивацию отклика на приглашение познакомиться с новым, необычным религиозным учением. Здесь налицо интеллектуальная жажда познания истины, интеллектуальная основа мотивации, без ведущего участия чувственной сферы психики.

V. Лица, характеризующиеся отсутствием личностной

защи-щенности при наличии фрустрации, то есть при психологическом стрессе, переживании неудачи, разочарования своей жизнью. Этим людям нужен катарсис - очищение от психотравмирующего комплекса, “отреагирование” аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта. Мотивация заключается не в жажде познания, а в жажде признания, в получении сочувствия и эмоциональной поддержки со стороны других в своей проблемной ситуации. Иными словами, здесь в основе лежит чувственная мотивация. Возможности удовлетворения последней всегда находятся в арсенале каждой секты. Чувственная потребность снижает интеллектуальный контроль, ведет к несопротивляемости культивируемым в секте приемам развития синдрома зависимости от авторитетов секты. Для таких личностей уход из секты - это уход в одиночество, возврат к прежним психотравмирующим проблемам, не говоря уже о страхе за свою жизнь. Эти люди в “культовой семье” нашли свой “якорь”, им все стало ясно, а от этого просто и спокойно. Они говорят, что обрели в секте чувство счастья, “духовного интима”, лишиться которого и не хотят и боятся. Все это сопряжено с подсознательным чувством беззащитности вне секты. Они не хотят слушать доказательств, аргументирующих неоригинальность, примитивность учения, его духовную ущербность. Они не допускают мысли, что существуют сотни других неокультов с подобными богами-учителями со сходными в целом “абсолютными истинами”. У этих людей нет и четкого представления о догме учения их неокульта: они утверждают, что у учителя есть “все знания”, а им достаточно того, что они ему верят. Все большая потеря своего “Я”, подчинение своей воли воле “учителя” делают этих лиц по существу интактными к попыткам показать им их трагическое положение и предложениям помощи. В отмеченном диапазоне полярных свойств личности и мотиваций согласия приобщения к секте можно отметить много вариаций. [Кондратьев, 1999, с.32].

VI. Лица, самостоятельные, с развитым критическим мышлением

, но отличающиеся отсутствием внутренней честности и порядочности. Их характеризуют амбициозность, властность, авантюристичность. Довольно скоро они замечают всю химеру “религиозного” учения своей секты, но при этом также быстро замечают и возможную выгоду. Их прельщает перспектива быстро вырваться “из серой массы”, занять “офицерскую” должность в секте (то есть роли надзирателя, наставника, активного помощника, ассистента главы культового новообразования, войти в руководящую структуру, побывать в заграничном центре секты) со всеми соответствующими земными (и немалыми) благами. [Кондратьев, 1999, с.39].Чем выше они поднимаются по иерархической лестнице, чем ближе они к большим деньгам - тем меньше в них даже сектантской “духовности”.

Страницы: 1 2 3


Продуктивность запоминания в целом и по частям.
В психологии известны 3 способа заучивания: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ состоит в том, что материал (текст, стихотворение и др.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе ...

Формы сознания. Чувство взрослости
Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой- то мере взрослым человеком. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11 ...

Описание программы по развитию социально-важных навыков у детей с ДЦП и анализ результатов исследования
В ходе проведения исследования изучена и проанализирована программа психологической диагностики детей с ДЦП дошкольного возраста, автором которой является И. И. Мамайчук. Цель программы заключается в развитии социально-важных навыков у д ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru