Психические познавательные процессы человека
Страница 2

Материалы » Основные задачи психологии и педагогики » Психические познавательные процессы человека

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом).

Мышление – психический процесс обобщённого и опосредствованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Виды мышления:

наглядно-действенное мышление - вид мышления, упирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами;

наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию;

словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями;

Основные мыслительные операции:

Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.

Эти мыслительные операции реализуются в трёх основных формах мышления:

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.

Умозаключения – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

Речь является формой существования мысли. Посредством слова обозначается предмет, действие, состояние, т.е. у человека со словом связано представление о предмете или явлении.

Функции речи:

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный данный предмет, но и целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков.

Коммуникация состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым в воздействии друг на друга.

Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к собеседнику.

Речевая деятельность делится на внутреннюю и внешнюю. Суть внутренней речи состоит в том, что при подготовке к устной, а особенно, к письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Внешняя речь бывает устной и письменной. В письменной речи условия общения опосредствованы текстом. Письменная речь – процесс, в котором имеется образуемый из сложного соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв, видимых зрением, и производимых человеком речедвижений.

Слышимая речь, которая кем-то произноситься, называется устной речью. При изменении условий характеристики речи обычно меняются. Особенно значительно изменяется характер речевого общения при теле- и радиовещании, когда слушающий не имеет возможности подать реплику и получить на нее ответ. Устная речь может быть монологической и диалогической.

Страницы: 1 2 


Особенности изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков
Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строени ...

Основные направления психологоориентированных подходов в социальной работе
Существует огромное множество психологических подходов в социальной работе, применение которых на практике является эффективным и необходимым для разрешения тех или иных задач. На мой взгляд, выбор психологической теории, в рамках которой ...

Формирующий этап
Цель данного этапа состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов дошкольника со сверстниками, а также в о ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru