Педагогический процесс как система и целостное явление

Материалы » Основные задачи психологии и педагогики » Педагогический процесс как система и целостное явление

Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Педагогический процесс – это сложное и многоэтапное явление. На него действует широкий спектр социальных факторов: внешних и внутренних, ситуативных и долговременных, объективных и субъективных. Педагогический процесс диалектично развивается и в нём проявляются законы и закономерности различного уровня. На процесс влияют общие законы развития общества: единства и борьбы противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания; а также закономерности общественного развития страны, формирования коллектива, микрогруппы и личности. Эти общие закономерности проявляются во всех структурных элементах педагогического процесса, определяя общее направление его развития.

Основными структурными элементами педагогического процесса являются:

Педагоги – подготовленные в конкретных областях научных знаний специалисты, имеющие основательные теоретические знания по конкретной науке, широкий научный кругозор, высокую педагогическую культуру и способные успешно решать задачи обучения и воспитания учащихся;

Учащиеся;

Содержание обучения и воспитания учащихся – включает различные виды получаемых знаний, умений и навыков, которые отражены в плане подготовки учащихся, в тематических программах и планах изучения учебных дисциплин, в учебниках и различных учебных пособиях;

Технология обучения и воспитания учащихся, включающая методику, организацию и управление педагогическим процессом – система педагогических процедур, определяющих выбор и реализацию различных форм и способов подготовки учащихся, средства управления учебным процессом, расписание занятий;

Система целей обучения и воспитания учащихся и планируемых результатов обучения и воспитания;

Педагогическая среда как совокупность условий, в которых протекает педагогический процесс. Под условиями обычно понимается совокупность факторов, влияющих на педагогический процесс, ускоряющих или тормозящих его развитие. К ним относят, например, профессиональную компетентность педагогов, их педагогическую культуру и т.д.

Таким образом, педагогический процесс представляет собой целенаправленное и управляемое взаимодействие педагогов и учащихся на основе единства всех компонентов этого процесса, обеспечивающее эффективное обучение и воспитание учащихся за конкретный период подготовки в учебном заведении.


Эротические сновидения.
Все люди видят сны. Разные. В том числе и такие, когда в них присутствует сексуальные действия, заканчивающиеся иногда даже оргиастической разрядкой. Эротические сновидения учащаются с достижением половой зрелости, когда половы гормоны и ...

Связь психологии с правом
Являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, юридическая психология остается психологической дисциплиной, - ее теоретическая основа состоит в закономерностях и особенностях психики человека; специфично лишь приложение, уч ...

Bиды вoпpocoв и иx пpeдпocылки
Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов. 1. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Вопросы, в которых информацию требуется уточнить, называются уточняющ ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru