Характеристика ценностных ориентаций молодежи
Страница 7

Материалы » Специфика ценностных ориентаций молодежи » Характеристика ценностных ориентаций молодежи

Эта самооценка, на наш взгляд, является индикатором наиболее полной и плодотворной культурной идентичности. Уже само наличие идеала в структуре ценностных ориентаций личности свидетельствует о ее духовном потенциале, способном противостоять прагматизму общества потребления и напору массовой культуры.

Но есть и другая опасность - превращение идеала, сакральной символики в объект потребления. По точному замечанию Б. Ерасова, «десакрализация отношений к миру и обществу, упадок идеальной, возвышенной, романтической стороны жизни сопровождаются ее банализацией, обуржуазиванием, подчинением законам рынка, превращением в товар. Прежняя символика и образность, выражавшие высокие и часто недостижимые идеалы, превращаются в продукт массового духовного освоения, но освоения мнимого, ограниченного аудиовизуальным знакомством. Идеалы превращаются в продукт массового духовного потребления, но не освоения» [Ерасов Б. Социальная культурология. Ч. 2. - М.: МИР, 1994. С. 217].

Мировоззрение молодежи, идеалы в виде продуктов массового духовного потребления формируются во многом телевидением. По данным исследования, молодые люди отдают предпочтение прежде всего художественным телефильмам (34,5% опрошенных), затем выпускам теленовостей (30,5% опрошенных) и телеиграм, викторинам, конкурсам («Поле чудес», «Угадай мелодию» и др.) - 15,2% опрошенных.

Изучение форм проведения досуга молодежи позволило условно разделить их на три группы: наиболее привычные формы досуга, используемые постоянно, регулярно или часто большинством студентов (суммарно более 60% ответов); встречающиеся формы досуга, используемые постоянно, регулярно или часто (40 - 60% опрошенных); редко используемые формы досуга (сумма ответов редко или практически не используется - не менее 60%). Результаты представлены в приложении 2.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что досуг большинства студентов сориентирован на потребление так называемой «массовой культуры»: прослушивание аудиозаписей, радио - 90,9%, просмотр телевизионных передач, видеозаписей - 71,9% студентов.

В то же время для довольно большого количества студентов характерно использование досуга для формирования профессиональной культуры будущего специалиста (участие в общественной жизни - 47,9%; изучение литературы по специальности, участие в научном кружке - 38%; посещение лекций, докладов, занятий вне института - 22,3%). Однако необходимо дальнейшая работа по развитию творческой индивидуальности студентов, развитие форм досуга, противостоящих «массовой культуре» и способствующих развитию общей культуры будущих специалистов[33, с. 62].

Таким образом, массовая культура стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на культурную самоидентификацию молодежи. Произведения классического искусства становятся предметами исключительно потребления, но не освоения, превращаются тем самым в «придаток рыночно-технологической регуляции человеческих отношений».

В обществе потребления, благодаря СМИ и аудиовизуальным технологиям, массовая культура становится товаром массового спроса, регулируемого рекламой. Идя навстречу непритязательным духовным потребностям «спонтанного потребителя», рынок культурной продукции ставит ее на поток, гибко реагируя на малейшие изменения в конъюнктуре спроса.

Как пишет К. Разлогов, для того, чтобы по-настоящему насладиться произведениями массовой культуры, лучше быть художественно необразованным человеком – «художественная образованность здесь не оптимум, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует никаких дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа» [Разлогое К. Феномен массовой культуры / Культура, традиции, образование. - М.: Мысль, 1990. Вып. 1. С. 141].

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Основные течения философско-психологической мысли средневековья
1. Схоластика как форма философствования. После Библейского послания все философско-психологические учения разделяются на 3 группы: 1) ищущие различия двух сфер - разума и веры; 2) философствующие "вне веры и против веры"; 3) ...

От уха к мозгу.
Вся информация о звуковом потоке, попадающем в диапазон возможностей рецепторной части органа слуха, по отросткам (аксонам) нервных клеток, подходящих к рецепторным клеткам, передается в слуховой центр продолговатого мозга- кохлеарные ядр ...

Психологические особенности детей, воспитывающихся в реабилитационных центрах
Исходя из документов Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, в реабилитационных центрах воспитываются дети с отклонениями в развитии. Среди них имеются дети с психическим недоразвитием, с задержкой психического разв ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyage.ru