Основные задачи инновационного образования. Образовательное учреждение инновационного типа
Страница 1

Материалы » Психологическое сопровождение становления личности в системе инновационного образования » Основные задачи инновационного образования. Образовательное учреждение инновационного типа

В начале 90-х годов ХХ века произошел пересмотр общеобразовательной парадигмы, ей был придан смысл не столько познавательный, сколько развивающий. Приоритетными стали общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, раскрытие ее индивидуальности[40]. Школа становится вариативной, гуманистической, личностно ориентированной, развивающей[42].

Становятся востребованными и внедряются в практику массовой школы системы развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова[15], созданные еще в 60-80-е годы. Сегодня на основе идей и разработок данных авторов, а также результатов исследовательской деятельности других известных психологов и педагогов (Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев[23], С.Л. Рубинштейн, В.Я. Ляудис, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.Г. Асмолов и др.) появляются новые авторские программы развивающего типа[50].

Раскрытие связей развития психики ребенка с его обучением и воспитанием – один из важнейших вопросов психологии. Л.С. Выготский впервые обратил внимание педагогов на возможность решения задачи развития психических функций ребенка в процессе обучения, ориентированного на развитие ребенка как на непосредственную цель[9].

Именно развивающее обучение, меняя содержание и средства организации учебной деятельности, создает иную среду жизнедеятельности ребенка, подлинную социальную ситуацию развития индивидуальности личности. Развивающие условия, способствующие удовлетворению базовых потребностей ребенка: потребность в безопасности, признании, в развитии, формируют среду ценностных ориентаций, где главными являются ценности познания, личностного роста и развития[10].

Итак, цель учебного процесса в настоящее время не просто достижение определенного уровня знаний, умений, навыков, а что не менее важно – создание условий и собственно осуществление развития индивидуальности личности школьника[46]. В каждой авторской системе имеется свое научно-обоснованное раскрытие содержания развития, и для тех, кто начинает работать по той или иной системе, важно понять позицию разработчиков и принять ее как основное руководство к действию[35].

Фундаментальным положением разработки содержания развития для многих авторов является положение о том, что развитие представляет собой произведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которые реализуются в процессе их усвоения. А также положения Л.С. Выготского о том, что центральной проблемой для школьного обучения является проблема умственного развития. По Л.С. Выготскому, с момента интенсивного развития мышления начинается интеллектуализация всех остальных функций, то есть ребенок начинает осмысливать эти функции, разумно относиться к своей психической деятельности. Взаимосвязь этих функций в процессе обучения осуществляется за счет основных новообразований младшего школьного возраста – мышления и произвольности владения данными функциями.

Очевидно, что развитие в процессе обучения нельзя ограничивать только умственным развитием ребенка. Оно предполагает возникновение образований как в содержательной стороне психики: представлениях, понятиях, суждениях, так и в способах психической деятельности: умственной, эмоционально-волевой, практической[51].

Страницы: 1 2 3


Основная часть. Психофизиология восприятия звука.
Ухо человека имеет поразительно сложное устройство. На первый взгляд кажется, что это по существу лишь трубка, связывающая внешний мир с маленькой внутренней мембраной – барабанной перепонкой. Колебания воздуха заставляют барабанную пере ...

Локус контроля как психологический фактор, характеризующий тип личности. История возникновения методики со стороны теории социального научения Дж. Роттера
Роттер Джозеф Б. (р. 1916) - американский психолог, специалист в области клинической психологии, психологии здоровья, психологии личности, социальной психологии, теории социального научения. Наиболее известен как теоретик социального науч ...

Анализ результатов
Анализ результатов осуществлялся как качественно (содержательно анализировались ответы каждого испытуемого индивидуально), что позволяет проследить особенности представления себя другим, так и количественно (анализировалась частота ответо ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru