Основные задачи инновационного образования. Образовательное учреждение инновационного типа
Страница 2

Материалы » Психологическое сопровождение становления личности в системе инновационного образования » Основные задачи инновационного образования. Образовательное учреждение инновационного типа

Таким образом, психологическое сопровождение развития ребенка неотделимо от его обучения[38].

Исследования ученых направлены на открытие фундаментальных, комплексных личностных образований, воздействуя на которые в процессе обучения, можно обеспечить полноценное развитие ребенка.

В традиционном обучении содержание представлено в основном предметными знаниями, умениями и навыками; основу его составляют способы решения определенных типовых задач. Уровень их усвоения и служит показателем успешности обучения.

В развивающих системах обучения его содержание, характер взаимодействия субъектов выступают средством развития личности ребенка, следовательно, оно должно соответствовать содержанию развития и отражать его.

Именно в инновационном образовании ценность личности становится исходной предпосылкой его организации.

Стратегия личностно ориентированного инновационного обучения начинает складываться на наших глазах, особенно интенсивно в три последних десятилетия. Возникает потребность в определении авторского подхода в организации развивающего образования, в проектировании и реализации модели инновационного обучения[47].

Продуктивное сотрудничество между педагогами практиками и учеными стало возможным в начале 90-х годов в связи с изменением образовательной парадигмы – а именно реализацией личностно-центрированного подхода в образовании. Разработка модели целостной среды развития школьника, выделение структуры компонентов развивающего контекста, которые могут быть спроектированы в совместной деятельности ученых-психологов, управляющего звена, педагогов, психологов, родителей, школьников – стратегическая задача, к решению которой приступили участники инновационного движения.

Инновационная школа предполагает осознанную системную организацию образовательного пространства, в котором каждый субъект занимает новую позицию. Важным компонентом этой системной организации выступает развивающая среда, сама личность педагога. Педагог инновационной школы ориентирован на потенциальные возможности ученика, он выполняет роль фасилитатора, помощника становления и развития личности ученика, уважает эту личности независимо от меры ее приобщения к знанию, проявляет внимание к личностной инициативе ученика, к росту его личности[47].

Изменяется и позиция личности ученика, которая переориентируется с результата усвоения, с полученной оценки на активное взаимодействие с учителем и другими учениками, на собственное развитие и саморазвитие.

Инновационная деятельность в образовании содержит огромный потенциал развития. Примером инновационного образовательного учреждения служит Лицей №15 г. Пятигорска, являющийся краевой опытно-экспериментальной площадкой. Темой опытно-экспериментальной работы лицея служит: «Психологический лицей в структуре непрерывного психологического образования» (Научный руководитель Н.М. Швалева).

Существуют определенные принципы деятельности инновационного образовательного учреждения, характерные для лицея №15, реализующие гуманистический подход к учащемуся.

Принцип гуманистической ориентации воспитания предполагает, что лицеист добровольно включается в ту или иную деятельность, которую он выбирает, исходя из своих интересов, склонностей и потребностей. Организация жизнедеятельности в лицее проявляет доверие в выборе средств и способов достижения поставленной цели, что коллектив верит в его возможности, а сам он убежден в вероятности решения поставленной перед ним задачи. Реализация этого принципа ориентирует на учет индивидуальности лицеиста, создания условий для выявления его возможностей, склонностей и способностей, для стимулирования возникновения новых интересов. Этот принцип предполагает также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения[47].

Страницы: 1 2 3


Взаимосвязь факторов, формирующих стиль родительского отношениях
Белоусова И.В., говоря о факторах, формирующих детско-родительские отношения, выделяет среди основных систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствия взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологи ...

Гуманистическая психология
Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) - направление в западной, преимущественно американской, психологии, в рамках гуманистического подхода. Гуманистический подход появился как ответ и противопостравление администрат ...

План проведения занятий по арт-терапии.
Далее мне бы хотелось предоставить вашему вниманию возможный план проведения групповых занятий по арт-терапии. Плюсы работы в группе: * тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз); * демократизм отношений; * чу ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyage.ru