Тренинг внимания и наблюдательностиСтраница 3
Тренировки на развитие внимания полезно разделить на три формы.
Общая внимательность. Не давая себе никакого предварительного задания, выясняете, что осталось замеченным от впечатлений, с которыми столкнулись.
Направленная внимательность. Дается задание на внимательное рассматривание названного объекта. После чего спрашивается о чем-либо, относящемся к этому объекту, о том, что можно было уловить при рассмотрении, хотя заранее предмет вопроса не был известен.
Целевая наблюдательность. Дается задание наблюдать определенные детали некоторого явления, и лишь затем показывается это явление.
Одним из распространенных приемов развития профессиональной наблюдательности является следующий: всмотревшись в кого-нибудь из окружающих, следует отвести от него взгляд и представить его затем в памяти, стараясь описать мысленно его приметы, после чего проверить себя, посмотрев вновь на этого человека. Или следующее упражнение: посмотрите в течение некоторого времени на стоящий поблизости дом и отвернувшись попробуйте мысленно описать, сколько окон, балконов, где окна открыты, где висит белье, где в квартирах находятся люди и т.п. При этом необходимо учитывать, что знать, сколько окон или балконов в доме, - еще не значит проявить наблюдательность: число их неизменно. Но заметить, когда отдельные окна открыты или где включен свет, - уже результат наблюдательности, пристального внимания, способности улавливать связи и подмечать зависимости. Другое упражнение - наблюдение за каким-либо событием. В данном случае не имеется ввиду какое-либо уличное происшествие, привлекающее всеобщее внимание. Это может быть и обычная совокупность действий одного или нескольких человек, которые преследуют определенную цель. "Почему этот человек здесь находится?", "Чего он ожидает?", "Как он сейчас поступит?" - ответы на эти вопросы позволяют развить в себе способности психологического наблюдения за людьми, умение прогнозировать поведение человека, что очень важно в деятельности сотрудника органов внутренних дел.
Внимание и наблюдательность в процессе упражнений развиваются весьма успешно. Высшей степенью развития наблюдательности надо считать такой ее уровень, когда она становится не только чертой личности сотрудника, но и чертой его характера, когда она проявляется во всех видах его деятельности. Наблюдательный сотрудник именно тем и характеризуется, что он ничего не упустит, все своевременно подметит и сделает соответствующие выводы.
Психические состояния
Классификация психических состояний
.
Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям:
а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса
б) вида деятельности, в котором проявл ...
Методика диагностики синдрома эмоционального выгорания (автор В.В. Бойко)
Цель: изучение особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников
Методика представляет собой опросник, содержащий 84 вопроса.(приложение 2)
Предполагаемые варианты ответа: «да» или «нет».
Время, отведён ...
Философско-психологические основания исследования
проблемы «Я» и самопознания
Проблема человеческого «Я» - один из самых главных аспектов вопроса о сущности человека. Она охватывает многие вопросы: родовую специфику человека, его отличие от животных; онтологическое тождество личности, сохранение и изменение на прот ...