Введение
Страница 2

Материалы » Реабилитация подростка с девиантным поведением в условиях пенитенциарной системы » Введение

Дезадаптацию исследовали многие ученые (А.А.Бодалев, Я.И.Гилинский, В.Н.Кудрявцев, С.И.Плаксий, В.А.Попов, Г.М.Андреев, М.И.Еникеев, И.С.Кон). Основными направлениями в исследованиях дезадаптации были исследования отклонений в поведении (делеквентность).

Основополагающим в генезисе деливентности является процесс социализации (Г.М.Андреев, С.В.Бусурин, Б.С.Братусь, Ю.Клейберг, В.Н.Кудрявцев, Э.Б.Мельникова, А.Н.Сухов, В.Худолей, И.Черевко), в ходе которого индивид «вбирает в себя общие ценности (Т.Парнсон, Г.Тард), аккумулирует социальные роли, нормы, ценности того общества, к которому принадлежит (А.Н.Сухов), усваивает социальный опыт и воспроизводит систему социальных связей за счет своей активности (Г.М.Андреев), становление личности как члена данного общества, процесс активного самопостроения, которое стимулируется определенными социальными условиями (М.И.Еникеев).

Успешность социализации обеспечивается активно-перобразующей, творческой позицией человека (В.С.Барулин, Я.Л.Коломинский, А.А.Реан). Несостоявшаяся социализация и социальная адаптация неизбежно оборачивается социальной дезадаптацией, что является источником девиантности (М.И.Еникеев, А.А.Реан).

Преодоление этого состояния обозначается как ресоциализация, понимаемая как процесс усвоения новых ролей и ценностей взамен асоциальным, процесс повторного вживания в существующую в обществе систему представлений о ценностях (А.А.Бодалев, А.Н.Сухов), и связывается с ценностной переориентацией, формированием механизмов социально-положительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения (М.И.Еникеев).

Для достижения поставленных исследовательских задач использовались следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) Изучение и анализ литературы.

2) Анализ пенитенциарной практики в условиях воспитательной колонии.

3) Наблюдение поведения и деятельности подростков в воспитательной колонии.

4) Опросы (беседа, интервью, анкетирование, тестирование).

Теоретическое значение исследования состоит в том, что в нем раскрыта сущность понятия, девиантность (деликвентность), разработаны разноуровневые критерии ее проявления; определены возможности ресоциализации подростков с девиантным поведением.

Полученные результаты могут использоваться социальными работниками в работе с дезадаптированными подростками, в условиях спецшкол, с целью повышения результативности профилактики работы с «трудными подростками» в общеобразовательной практике.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены единством философских и психолого-педагогических подходов к решению поставленной проблемы; применением комплекса методов, адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования; разнообразием источников информации; сочетанием количественного и качественного анализа результатов; положительными результатами экспериментального исследования.

Экспериментальной базой исследования являлась Биробиджанская воспитательная колония.

Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулирована цель, задачи, указаны методологические основы и методы исследования, теоретическая значимость.

В первой главе определяется сущность дезадаптации и подростковой деликвентности и критерии ее проявления; сопоставляются процессы социализации и ресоциализации и выявляются особенности протекания.

Во второй главе описана и обоснована экспериментальная работа, посредством которой выявлены естественные проявления девиантных подростков в условиях воспитательной колонии.

В заключении излагаются главные выводы, полученные в результате теоретического анализа исследуемой проблемы и входе экспериментальной работы.

Страницы: 1 2 


Экспериментальное исследование межличностных отношений в структуре социально психологического климата учебной группы. Методы диагностики по изучению межличностных отношений в учебной группе
В первой главе мы теоретически обосновали важность влияния межличностных отношений в структуре социально-психологического климата в учебной группе в условиях коррекционной школы VIII вида. Исходя из этого, нами было проведено исследование ...

Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у детей. Характеристика и базы исследования.
Специальная школа-интернат для умственно отсталых детей находится по адресу: г. Вилейка, ул. 17 сентября, 10. Здание школы строилось 50 лет назад, имеет 4 этажа, 2 корпуса: учебный и спальный. В школе-интернате дети находятся круглосуточн ...

Отношение ко лжи
Вопрос о лжи и правде имеет вечное значение для человека. В структуре морально-нравственных категорий ложь преимущественно рассматривается как негативное явление. Различные проявления лжи, обмана, неправды, постоянно обнаруживаются в акта ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru