Анализ теории социальной дезадаптации в подростковом
возрасте. Особенности
социального и антисоциального развития подростковСтраница 1
Сталкиваясь в реальной школьной практике с многочисленными случаями отклоняющегося поведения учащихся и стремясь объяснить себе побудительные причины подобной активности подростков, педагоги пытаются анализировать конкретную ситуацию с учетом возрастных особенностей ее участников. Основной опорой здесь оказываются различные периодизации возрастного развития, как бы вобравшие в себя наиболее психологически выверенные представления о специфике каждого возрастного этапа. В этом плане особое место в их ряду в отечественной психологии занимает, разработанная Д.Б.Элькониным и включающая в себя возрастную периодизацию, концепция развития психики в детском возрасте - наиболее общепринятый подход к рассмотрению определяющих возрастных закономерностей психического развития формирующейся личности [32; 123].
В силу своей общеизвестности теоретическая модель возрастного развития психики, предложенная Д.Б.Элькониным, не требует сколько-нибудь развернутого комментирования, тем более что ее углубленному анализу посвящено достаточное число специальных исследований (В.В.Давыдов, Д.И.Фельдштейн, Б.Д.Эльконин и другие), а на уточнение ее частных позиций и эмпирическую проверку гипотетически выдвинутых в ней положений направлен практически весь массив конкретных экспериментальных работ по возрастной и педагогической психологии, выполненных у нас в стране с середины 70-х гг. и до настоящего времени [29; 41].
М.Ю. Кондратьев говорит о том, что в рамках данной концептуальной схемы выделены две основные группы ведущих типов деятельности, развивающих психику, которые, последовательно сменяя друг друга, обусловливают смену возрастных периодов развития [16; 65]:
1) деятельности, обеспечивающие преимущественное развитие у детей мотивационно-потребностной сферы, т.е. деятельности в системе "ребенок - общественный взрослый": "непосредственно-эмоциональное общение" - эпоха раннего детства, период младенчества; "ролевая игра" - эпоха детства, период дошкольного возврата; "интимно-личное общение" - эпоха отрочества, период младшего подростничества;
2) деятельности, обеспечивающие преимущественное формирование у детей операционно-технических возможностей, т.е. деятельности в системе "ребенок - общественный предмет": "предметно-манипулятивная деятельность" - эпоха раннего детства, период раннего детства; "учебная деятельность" - эпоха детства, период младшего школьного возраста; "учебно-профессиональная деятельность" - эпоха отрочества, период старшего подростничества.
Касаясь непосредственно эпохи отрочества, отметим также, что в отличие от эпох раннего детства и детства, применительно к которым автор периодизации без труда определил ведущие деятельности, решение аналогичной задачи в отношении третьей эпохи представлялось Д.Б.Эльконину достаточно сложной проблемой, хотя он и выделил интимно-личное общение в качестве ведущей развивающей психику деятельности для младшего подросткового возраста, а учебно-профессиональную деятельность - для старшего подросткового возраста [32; 71].
Достаточно очевидно, что подразделение эпохи отрочества на два периода обосновано не только и не столько с психологических, сколько с чисто педагогических позиций и продиктовано реально существующим в школьной практике выделением средних и старших классов.
Взаимосвязь образного мышления у школьников
В наше время уделяется много внимания развитию у детей различных способностей. Так детям, проявившим математические способности, предлагают обучение в специализированных школах, где при обучении делается упор на точные науки. Подобного ро ...
Результаты исследования личностных качеств учащихся 2 «Б» МОУ Лицея № 15 в 2005
– 2006 году:
При помощи методики «Лесенка»
, целью которой является изучение самооценки, были получены следующие результаты: (см. Таблицу 5)
Для группы респондентов (младших школьников) характерно наличие как дифференцированной, так и недифференциров ...
Педагогический процесс как система и целостное явление
Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Педагогический процесс – это сложное и многоэтапное явление. На него действует широкий спектр социальных факторов: внешних и внутренних, ситуативных и долговреме ...