Коррекционная работа на уроках трудового обучения по воспитанию самостоятельности
Страница 9

Материалы » Воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения » Коррекционная работа на уроках трудового обучения по воспитанию самостоятельности

В процессе трудового обучения учитель уделял большое внимание тому, как научить учащихся анализировать образец, чертеж или рисунок, которыми они должны руководствоваться во время работы, помочь им осознать специфику трудовых действий, подготовить их к сознательной и плановой деятельности.

Работу по развитию приемов и навыков планирования у умственно отсталых школьников проводили в тесной связи с работой по развитию рациональных приемов и способов действий, а также с работой по развитию мышления и правильного отношения к трудовому заданию. Как уже нами отмечалось, составление плана и его осуществление требует самостоятельности действий, которая в свою очередь зависит от общего развития и опыта действующего лица и его отношения к тому, что им делается. Вот почему так важно связать формирование процесса планирования у умственно отсталых школьников с воспитанием личности, т. е. со всей системой коррекционно-воспитательной работы.

Овладевая трудовыми действиями и операциями, учащиеся коррекционной школы в то же время усваивают некоторые навыки самоконтроля. Однако для того чтобы сформировать у них обобщенное умение контролировать любое трудовое действие в соответствии с поставленной целью и требованиями, предъявляемыми к изготовляемому изделию, т. е. умение осуществлять самоконтроль в процессе деятельности, необходима была специальная коррекционно-воспитательная работа со стороны учителя.

Наблюдения за учащимися коррекционной школы на уроках труда показывают, что в целом ряде случаев они не понимают важности проверки и оценки, выполняемых ими действий, что проверять и оценивать их действия должен не только преподаватель, но и они сами. Так, на наши вопросы, которые мы задавали ученицам VII класса на уроках «Хорошо ли ты сделала разметку?», «Что у тебя получилось плохо?», «Все ли ты сделал так, как надо?», — многие ученики дали такого рода ответы: «Не знаю», «Надо учителя спросить», «Плохо, у меня по труду «тройка», «Хорошо, мне за труд «пятерки» ставят». Из ответов видно, что учащиеся сами не в состоянии дать правильную оценку своей работе, что в своей оценке они исходят не из анализа того, что ими сделано, не из критического рассмотрения качества сделанной вещи, а из оценки учителя, не подкрепленной собственными обоснованиями или суждениями.

Отсутствие необходимых навыков самоконтроля является одной из основных причин слабого развития самостоятельности действий у умственно отсталых школьников. Не умея контролировать своих действий и не будучи уверены в их правильности, учащиеся вспомогательной школы то и дело обращаются с вопросами и за помощью к преподавателю труда.

Работа над формированием у умственно отсталых школьников умения контролировать свои действия в соответствии с целью и условиями ситуации имела не менее важное значение, чем работа по формированию у них исполнительских трудовых навыков.

Хорошо известно, что умственно отсталые школьники в ряде случаев соскальзывают в сторону от поставленной цели при встрече с трудностями, игнорируют требования инструкции и начинают действовать под влиянием случайных побуждений, возникающих в ходе деятельности. Известно также, что словесное перечисление учащимися вспомогательной школы требований, предъявляемых к изготовляемому изделию, ни в коем случае не гарантирует их от ошибок и неточностей в работе. Вот почему тренировка и упражнения в выполнении трудовых операций не дают должного эффекта, если они не сочетаются со специальной работой по формированию у учащихся навыков и приемов самоконтроля.

Как показали наблюдения, в процессе работы школьницы делают мало пауз с целью проверки правильности выполняемых операций и при проверке не осматривают изготовленный предмет в целом, а лишь ту его часть, где были сделаны последние операции. Это, разумеется, приводит к ошибкам и к снижению качества работы. Во избежание таких последствий учащихся коррекционной школы всячески приучали время от времени останавливаться и проверять правильность выполненных до сих пор операций.

В ряде случаев недостатки самоконтроля у умственно отсталых школьников определяются тем, что они не осознают все предъявленные к работе требования и все показатели успешности работы. Не осознавая этого, они не получают необходимой информации для корректировки. Для умственно отсталых школьников, как известно, характерна стереотипность действий, быстрая утомляемость, а для некоторых из них характерна торопливость в работе. Все эти особенности не могут не сказаться на характере их деятельности, и в частности на процессе самоконтроля. Поэтому работу по формированию самоконтроля сочетали с работой по преодолению указанных недостатков деятельности.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Методология и методы педагогических исследований.
Комплекс методов педагогического исследования состоит из трёх блоков и соответствующих им методик: Первый блок – это методы, которые используются для изучения когнитивных (познавательных) процессов с одной стороны и личности - с другой. ...

Распознавание отсталости в первых классах школы и отношение к этому семьи
У наибольшего числа детей с психическим недоразвитием диагноз ставится в 7-8 лет. Это связано с тем, что их подавляющее большинство имеют неглубокую степень умственной отсталости, которая проявляется лишь при начале обучения, во время осв ...

Результаты исследования личностных качеств учащихся 3 «Б» МОУ Лицея № 15 в 2007 – 2008 году:
При помощи методики «Лесенка» , целью которой является изучение самооценки, были получены следующие результаты (см. Таблицу 13): Для группы респондентов (младших школьников) характерно наличие как дифференцированной, так и недифференциро ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru