Развитие, социализация и воспитание личности
В центре внимания педагогической науки находится личность. Известно, что развитие человека обусловливают две группы факторов: биологические и социальные. Биологическое развитие человека закреплено в педагогике через этапы: младенчество, детство, отрочество, юность, возмужалость и старость. Однако, наряду с биологическим развитием, человек приобретает и значительное количество социальных качеств. В дальнейшем человек усваивает моральные и правовые нормы поведения в обществе, овладевает профессией, т.е. становится личностью. Понятие «личность» характеризует социальную, общественную сущность человека, представляющую собой совокупность прижизненно выработанных свойств и качеств. Социальные качества – разумность, ответственность, свобода, личное достоинство – существенные признаки личности.
Основными социальными факторами формирования личности являются социальная среда, педагогический процесс и общественно – полезная деятельность человека. Под социальной средой понимается совокупность жизненных условий, в которых существует и развивается человек. Этот фактор является определяющим при формировании личности. Под педагогическим процессом формирования личности понимается организованный и управляемый процесс развития человека на различных этапах его жизни: в детском саду, в школе, в семье, в институте и т.д. Включение человека в какую – либо деятельность обусловливает развитие у него необходимых для этой деятельности социальных свойств и качеств, что также формирует человека как личность
Все вышеизложенные социальные факторы формирования личности педагогическая наука относит к внешним факторам. Но есть также и внутренние факторы социального характера, которые оказывают существенное влияние на формирование и развитие личности. Педагогическая наука к внутренним факторам относит склонности и влечения человека, его чувства и переживания, т.е. всё то, что обусловливает стремление человека к самосовершенствованию (саморазвитию). Поэтому только во взаимодействии внешних социальных факторов (среды, воспитания, общественного труда) и внутренних (самосовершенствование) происходит эффективное формирование человека как личности.
Контроль над сознанием
Контроль над сознанием адептов устанавливается по следующим стадиям:
I. Разтормаживание
(психологическое растормаживание, доведение до состояния психологической аморфности и хаотического состояния сознания):
1. дезориентация;
2. сенс ...
Рекомендации
Группе студентов было предложено проводить упражнения, которые способствуют формированию внутренней устойчивости к стрессу.
Упражнение "Игра с тревогой"
1. Расскажите (опишите) о типичном, характерном содержании Вашей тревоги ...
Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.
Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.
От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по в ...