Взаимосвязь личностных качеств и социально-психологических факторов как
условий успешности развития когнитивной сферы младшего школьникаСтраница 1
Интерпретация результатов, полученных при исследовании взаимосвязи когнитивных и личностных качеств младших школьников.
С целью выявления взаимосвязи между когнитивными и личностными качествами младших школьников, нами был высчитан коэффициент корреляции Пирсона между каждым личностным и каждым когнитивным качеством как по 2, так и по 3 классу.
Рассматривались следующие качества:
1. Самооценка, исследуемая при помощи методики «Лесенка»;
2. Мотивация, исследуемая при помощи методики: «Опросник школьной мотивации Г.Н. Лускановой»;
3. Тревожность, рассматриваемая при помощи методики исследования школьной тревожности Филипса;
4. Степень развития способности дифференцировать существенные признаки от несущественных, исследуемая при помощи методики «Существенные признаки»;
5. Уровень овладения мыслительными операциями обобщения и отвлечения, исследуемый при помощи методики «Исключение понятия»;
6. Уровень овладения мыслительной операцией аналогия, исследуемый при помощи методики «Аналогии»;
7. Уровень овладения мыслительной операцией обобщение, исследуемый при помощи методики «Обобщение».
Учитывая тот факт, что не у всех респондентов – учеников 3 класса были выставлены в ответных листах методики «лесенка» оценки в графе «папа», коэффициент корреляции между мотивацией и когнитивными качествами, между тревожностью и когнитивными качествами был высчитан нами для всей выборки (22 человека), а взаимосвязь самооценки с когнитивными качествами найдена для представителей выборки по 3 классу, не имеющих пробелов в ответном листе по методике «лесенка».
В данной работе, нами была рассмотрена только прямая статистически значимая зависимость когнитивных и личностных качеств. Варианты обратной зависимости будут рассматриваться нами в дальнейших научных исследованиях.
Результаты исследования взаимосвязи когнитивных и личностных качеств учеников.
При исследовании взаимосвязи между тревожностью и когнитивными качествами у учащихся 2 класса, таковой выявлено не было. Отсюда можно сделать вывод, что, судя по полученным нами данным, для учеников 2 «Б» класса степень школьной тревожности не оказывает влияния на развитие когнитивной сферы личности.
Что касается взаимосвязи самооценки и когнитивных качеств младших школьников, нами были получены следующие результаты:
Имеется значимая прямая зависимость между оценкой другом внешности ребенка и степенью овладения им мыслительными операциями обобщения и отвлечения. Коэффициент корреляции между результатами, полученными при помощи методики «лесенка» (конструкт друг (самый красивый - самый некрасивый)) и методики «исключение понятия» равен: 0,489.
(См. Приложение 18). Таким образом, можно сделать вывод, что чем выше друзья оценивают внешность ребенка, тем выше степень развития мыслительных операций обобщения и отвлечения.
Помимо этого, значимая взаимосвязь была обнаружена между оценкой самого ребенка степени своей доброты и оценкой степени его доброты его матерью (по мнению ребенка, соответственно) и степенью развития мыслительных операций обобщения и отвлечения. Коэффициент корреляции между результатами, полученными при помощи методики «лесенка» (конструкт Я (добрый - злой)) и методики «исключение понятия» равен: 0,7398.
Поллюции.
Поллюции относятся к специфическим симптомам невротических состояний с более или менее выраженными сексуальными расстройствами. Поллюции повторяются иногда в строго определённые дни. Возможны даже «поллюции наяву», возникающие под влияние ...
Способы разрешения внутриличностных конфликтов
Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Она включает самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем. В социальной психологии есть понят ...
Роль жизненного опыта в восприятии музыки.
Влияние опыта на восприятие можно назвать одной из наиболее общих закономерностей психологии. С его исключительно разнообразными проявлениями человек сталкивается в жизни на каждом шагу.
Зависимость восприятия от самых разных причин – от ...