Виды лжи
Страница 1

Материалы » Взаимосвязь черт личности с отношением к своей и чужой лжи » Виды лжи

Одной из задач данного исследования является теоретический анализ особенностей понимания зарубежных и отечественных авторов о различных видах лжи в межличностном взаимодействии.

П. Экман очень широко трактует понятие «ложь». Экман выделяет две основные формы лжи: 1) умолчание (сокрытие правды) - лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложной [65,70] 2) искажение (сообщение ложной информации) – лжец предпринимает дополнительные действия – он не только скрывает правду, но и представляет в замен ложную информацию, выдавая ее за истинную. С. Бок оставляет термин «ложь» для того, что П. Экман называет искажением, а термин «тайна» - для, соответственно, умолчание. Умолчание - более выгодно, так как смолчать обычно легче чем явно обмануть, для этого ничего не надо делать, в то время как при искажении всегда есть шанс оказаться уличенным [70]. Умолчание не заслуживает большего оправдания, чем откровенное вранье. И то и другое просто разные способы лжи. Каждый способ избирается в зависимости от обстоятельств. Но, конечно, скрыть правду легче: не нужно ничего придумывать с перспективой запутаться (наша память несовершенна) в своих же объяснениях. У умолчания существует еще один плюс: всегда есть возможность сделать шаг назад и признаться. После произнесения лжи сделать это очень трудно [37].

Кроме умолчание и искажение, П. Экман выделяет множество разновидностей лжи: жульничество, сообщение правды в виде обмана (то есть, сообщается правда, но, например, интонация голоса показывает обратное; обманывающий ожидает, что его праве не поверят); полуправда (то есть, правда говорится не полностью, не договаривается). Недосказанность или уход от разговора на волнующую тему позволяет обмануть, не прибегая ни к какой особой лжи. Но не любая полуправда является обманом: если человек честно признает, что он не может открыто высказывать все. «Честная полуправда» может проявляться в такой черте характера, как скрытность [70]. Л.Н. Толстой считает, что полуправда – это отрицательная ложь, коварный вид дезинформации [53]. В.И. Свинцов приравнивает умолчание и полуправду к «обычной лжи». Полуправда - это сообщения, в которых отсутствуют некоторые элементы необходимой информации, вследствие чего у принимающего возникает ложное представление об отражаемом объекте. Полуправда порождает полусвободу, полусправедливость, полугуманизм. Но одно дело – полуправда возникающая вследствие очевидных информационных патологий и совсем другое – полуправда, вызываемая естественными причинами (например, каждый ученый способен сообщать полуправду, так как он всегда находится на полпути к правде) [53]. «Полуправда опаснее лжи; ложь легче распознать, чем полуправду, которая обычно маскируется. Чтобы обманывать вдвойне» (Гиппель, цит. по 36, с.400).

Еще одна возможность солгать, не говоря правды, - это сбившая с толку увертка (dodge). Преимущество этой уловки перед полуправдой и подачей правды в виде обмана в том, что лжецу здесь вообще не нужно говорить никакой неправды [70].

«Наглая» ложь (по И. Гофману) – если существуют неоспоримые доказательства лжи, а обманщик, зная об этом, все равно продолжает лгать и это не просто ложь [11].

Страницы: 1 2 3 4


Нервность детей дошкольного возраста
Психосоматические заболевания, в том числе и у детей, — ведущая медико-социальная проблема века. Неуклонно возрастает число детей, страдающих брон­хиальной астмой и сахарным диабетом, заболевания­ми желудочно-кишечного тракта и желчного п ...

Взаимосвязь личностных качеств и социально-психологических факторов как условий успешности развития когнитивной сферы младшего школьника
Интерпретация результатов, полученных при исследовании взаимосвязи когнитивных и личностных качеств младших школьников. С целью выявления взаимосвязи между когнитивными и личностными качествами младших школьников, нами был высчитан коэф ...

Особенности развития когнитивных качеств младшего школьника
О развитии когнитивных качеств младшего школьника можно сказать следующее. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и на построение своей ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyage.ru