Приложения
Страница 22

Материалы » Формирование ценностного отношения подростка к семье » Приложения

7. Домашнее задание. Спросить родителей и записать ответы на следующие вопросы: "Что, ты думаешь, мне в тебе нравится? А что, ты думаешь, мне в тебе не нравится?" Перед тем как спрашивать, подросток должен предположить, что могут ответить ему родители.

Для подростков это задание дополняется второй частью: "Что меня огорчает и что радует в моей маме (моем папе)".

При выполнении этого задания в семье подростков обычно не возникает ситуации выяснения отношений, так как обмен информацией происходит в необычной форме, и часто родители говорят о неожиданных открытиях, которые касаются семейных взаимоотношений. Детям очень интересно узнать, что действительно думают их родители.

Занятие 5. Конфликты

Цели: определение способов разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта (по Т. Гордону).

Содержание занятия

1. При обсуждении домашнего задания стоит обсудить те сложности, которые возникали при формулировании я-сообщений. Хороший результат может дать проигрывание ситуации (в виде ролевой игры), когда по утверждению какого-либо участника группы я-сообщение неэффективно. Типичная ошибка для многих начинающих — передача ты-сообщений, предваряемых выражением чувств и потому создающих иллюзию я-сообщений.

2. Обозначив тему занятия, можно начать с того, что спросить участников: "Какие ассоциации возникают у вас при слове „конфликт"?"; С каким животным, погодой, цветом ассоциируется конфликт?"

3. Информационная часть этого занятия перемежается с обсуждением тех конфликтов, с которыми обычно приходится сталкиваться подростку, общаясь с родителями. Если к этому моменту в группе накоплено уже достаточно информации о конфликтных ситуациях в ходе всех предыдущих занятий, то ведущий может подвести итоги и ввести три категории поведения в конфликте: "выиграть—проиграть", "проиграть-выиграть" и "выиграть—выиграть". Задача участников группы — найти примеры своих конфликтов на каждую категорию. Как правило, труднее всего удается найти примеры для категории "выиграть—выиграть".

Зачастую старшеклассники принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда родители отстаивают свое мнение, вступая с ними в спор. Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию, для нее характерны: эмоциональное напряжение сторон (или хотя бы одной стороны), выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом.

Тренер также может объяснить различия в понятиях "повод" и "причина" конфликта и пояснить это на примерах.

4. Конкретный конфликт, предъявленный кем-то из подростков, может быть представлен в виде ролевой игры или психодраматического разыгрывания ситуации.

5. Ведущий знакомит группу с шестью шагами беспроигрышного метода решения конфликтов по Томасу Гордону.

Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых старшеклассники должны знать и применять, чтобы избежать излишних трудностей, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов. Существуют конфликты, которые исчерпываются при первом же предложенном решении.

Шаги

Цели

Шаг 1

Распознавание и определение конфликта

Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы

Шаг 2

Выработка возможных альтернативных решений

Собрать как можно больше вариантов решения

Шаг 3

Оценка альтернативных решений

Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту

Шаг 4

Выбор наиболее приемлемого решения

Принять окончательное решение

Шаг 5

Выработка способов выполнения решения

Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения

Шаг 6

Контроль и оценка его результатов

Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27


Результаты и их обсуждение.
I. Анкетирование. В первом задании, предложенном в анкете, требовалось выбрать из 8 характеристик те, которые, по мнению респондента, имеют отношение к современной рекламе. В данном случае респондент мог выбирать несколько характеристик ...

Заключение.
Арт-терапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть художником ...

Основные приемы самоподдержки
Для разработки специальных педагогических технологий, направленных на смыслообразование и смыслоактуализацию студентов в процессе обучения, особый интерес вызывает разработка Д.А. Леонтьевым механизмов смыслотехнического воздействия. Он и ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru