Приложения
Страница 22

Материалы » Формирование ценностного отношения подростка к семье » Приложения

7. Домашнее задание. Спросить родителей и записать ответы на следующие вопросы: "Что, ты думаешь, мне в тебе нравится? А что, ты думаешь, мне в тебе не нравится?" Перед тем как спрашивать, подросток должен предположить, что могут ответить ему родители.

Для подростков это задание дополняется второй частью: "Что меня огорчает и что радует в моей маме (моем папе)". https://mcmedik.ru узи специалисты в районе Тушино.

При выполнении этого задания в семье подростков обычно не возникает ситуации выяснения отношений, так как обмен информацией происходит в необычной форме, и часто родители говорят о неожиданных открытиях, которые касаются семейных взаимоотношений. Детям очень интересно узнать, что действительно думают их родители.

Занятие 5. Конфликты

Цели: определение способов разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта (по Т. Гордону).

Содержание занятия

1. При обсуждении домашнего задания стоит обсудить те сложности, которые возникали при формулировании я-сообщений. Хороший результат может дать проигрывание ситуации (в виде ролевой игры), когда по утверждению какого-либо участника группы я-сообщение неэффективно. Типичная ошибка для многих начинающих — передача ты-сообщений, предваряемых выражением чувств и потому создающих иллюзию я-сообщений.

2. Обозначив тему занятия, можно начать с того, что спросить участников: "Какие ассоциации возникают у вас при слове „конфликт"?"; С каким животным, погодой, цветом ассоциируется конфликт?"

3. Информационная часть этого занятия перемежается с обсуждением тех конфликтов, с которыми обычно приходится сталкиваться подростку, общаясь с родителями. Если к этому моменту в группе накоплено уже достаточно информации о конфликтных ситуациях в ходе всех предыдущих занятий, то ведущий может подвести итоги и ввести три категории поведения в конфликте: "выиграть—проиграть", "проиграть-выиграть" и "выиграть—выиграть". Задача участников группы — найти примеры своих конфликтов на каждую категорию. Как правило, труднее всего удается найти примеры для категории "выиграть—выиграть".

Зачастую старшеклассники принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда родители отстаивают свое мнение, вступая с ними в спор. Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию, для нее характерны: эмоциональное напряжение сторон (или хотя бы одной стороны), выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом.

Тренер также может объяснить различия в понятиях "повод" и "причина" конфликта и пояснить это на примерах.

4. Конкретный конфликт, предъявленный кем-то из подростков, может быть представлен в виде ролевой игры или психодраматического разыгрывания ситуации.

5. Ведущий знакомит группу с шестью шагами беспроигрышного метода решения конфликтов по Томасу Гордону.

Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых старшеклассники должны знать и применять, чтобы избежать излишних трудностей, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов. Существуют конфликты, которые исчерпываются при первом же предложенном решении.

Шаги

Цели

Шаг 1

Распознавание и определение конфликта

Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы

Шаг 2

Выработка возможных альтернативных решений

Собрать как можно больше вариантов решения

Шаг 3

Оценка альтернативных решений

Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту

Шаг 4

Выбор наиболее приемлемого решения

Принять окончательное решение

Шаг 5

Выработка способов выполнения решения

Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения

Шаг 6

Контроль и оценка его результатов

Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27


Взгляды и теории отечественных психологов
Психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, - продукт, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности. "Продукт" в данном понимании - нечто субстанциональное. Это ос ...

Эмоционально–волевая сфера личности
В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к само ...

Бихевиоризм и необихевиоризм
Во втором десятилетии XX в., т. е. спустя немногим более тридцати лет после основания научной психологии, в ней произошла революция — смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных. Бихевиоризм (от англ. ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru