Анализ результатов
Страница 5

Материалы » Представление себя другим как способ самопознания » Анализ результатов

Конечно, исходные модусы присутствуют, но в ходе развития сюжета появляется новая возможность интерпретации собственной жизни. Некоторые испытуемые сохранили исходный мотив своей жизни, сохранили исходный модус. Многие герои моложе испытуемых на несколько лет (37,5%). В этом случае полученная история сохраняет, объясняет, оправдывает события. В реальности это выступает как внутреннее согласие с тем, что это событие «должно было случиться» и переосмысление опыта как указывающего на то, что это будет иметь место и в дальнейшем. В этом случае это также служит своеобразной разметкой будущего, подтверждение исходных интерпретаций. Все герои спектакля частично реализуют заветные желания респондентов. Кроме того они включают некие персональные поступки, поскольку за поступком стоит выбор. В этих поступках респонденты получали возможность явить себя самим себе как Другого.

Подобный спектакль принципиально ориентирован на другого как цензора. При этом мы получили несколько размытый образ зрителя: указывался довольно большой возрастной диапазон, личностные характеристики часто вовсе отсутствовали. Это позволяет нам говорить о неперсонифицированном другом как цензоре.

В задании, где мы попросили придумать героя, мы обнаружили заимствования сюжетов и персонажей из разнообразных источников: книги, фильмы, сказки и т.д. Этим можно объяснить то, что в результате мы получили типично мужские и типично женские образ, прослеживаемые в культуре. Герои мужчины чаще всего справлялись с трудными задачами, защищали, творили, путешествовали, совершали открытия. В описаниях героев-мужчин присутствовали такие прилагательные как благородный, смелый, решительный, напористый, уверенный ответственный. Полученный персонаж чаще всего соотносился со следующими архетипами:

- архетипом Отца как защитника и спасителя – он связан прежде всего со способностью помогать другим, защищать, помогать в беде;

- архетипом Воина – он связан со стремлением доминировать, побеждать, бороться, отстаивать свои идеалы и убеждения;

- архетипом Вождя – который обнаруживает себя в умении управлять, организовывать, влиять на людей и быть ответственным за их будущее.

Прослеживались также архетипы Искателя, Творца, Бунтаря, Любовника. Все это нам очерчивает модус бытия мужчиной. Эти архетипические особенности прослеживались в реальных (20%) и в желаемых самоописаниях (32,5%) мужчин и только у 7,5% женщин (в реальных и/или желаемых самоописаниях).

Герои-женщины чаще всего проявляли себя как заботящиеся, любящие, внимательные, жертвенные, покорные. Обычно они искали себе спутника жизни, заботились о ком-либо, помогали мужчинам. Полученный персонаж чаще всего соотносится со следующими архетипами:

- архетипом Матери – обнаруживается в стремлении заботиться, оберегать, рожать детей;

- архетипом Коры – проявляет себя в беззащитности, в стремлении быть завоеванной, в покорности, в чистоте и невинности, в стремлении стать невестой;

- архетип Спутницы – выражался в помощи героям, во всем подчиняться и угождать, но в то же время руководить.

Кроме того прослеживались такие архетипы как Старуха (мудрая), Блудница, Красавица, Золушка. Все эти ипостаси очерчивают нам модус бытия женщиной. Эти архетипические особенности прослеживаются в самоописаниях женщин (22,5% - в реальных и в 30% желаемых) и в 5% самоописаний мужчин (реальных и/или желаемых).

Это дает нам возможность сделать вывод, что представление себя другим героем-мужчиной и героем-женщиной дает возможность испытуемым определить себя в оппозиции «мужчина – женщина». Необходимо отметить некоторые особенности. В некоторых сюжетах мы увидели героинь, которым свойственны мужские черты: целеустремленность, настойчивость, сильный характер и т.д. Они часто выполняли «мужскую работу»: открыто управляли кем-либо, спасали, добивались любви. В тоже время некоторые герои проявляли себя как безвольные, покорные, зависимые, что рисовало образ «слабого, женственного мужчины». Это может быть свидетельством того, что в современной культуре идет процесс размывания гендерных различий и ролей, пропагандируется идея равенства полов по правам, обязанностям и ролям, выполняемым ими в современном обществе. С другой стороны подобные фантазии могут рассматриваться как попытку определить себя как мужчину или женщину через проявления своеобразных анти-мужественности и анти-женственности. То есть Другой предстал как фундаментально отличный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Исследование свойств личности (Опросник Мини – мульт сокращённый вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI)
ММPI был предложен американскими психологами в 40–50 годах. Адаптация была проведена в СССР в 60-х годах в институте им. В. Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым [14]. Опросник Мини – мульт представляет собой сокращенный вари ...

Структура характера
Определить структуру характера – значит выделить в характере основные компоненты и установить обусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии. А.Г. Ковалев в структуре характера человека выделяет форму и сод ...

Исследование интеллектуальной активности. Активность субъекта как фактор развития интеллекта. Направленность гуманистического образования на активизацию личности
Интеллектуальная активность одна из важных категорий педагогической психологии. С позиций гуманистического образования рассматриваются основные подходы к созданию в образовательной практике условий для формирования интеллектуальной активн ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru