Экспериментальное исследование межличностных
отношений в структуре социально психологического климата учебной группы. Методы диагностики по изучению
межличностных отношений в учебной группеСтраница 1
В первой главе мы теоретически обосновали важность влияния межличностных отношений в структуре социально-психологического климата в учебной группе в условиях коррекционной школы VIII вида. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить проблему, существующую в исследуемой группе детей.
В эксперименте приняло участие 7 детей 11-12 лет. Обследование проводилось в коррекционной школе № 804 VIII вида г. Москва.
Многолетний опыт работы по психолого-педагогическому изучению детей школьного возраста с использованием представленных методик показывает, что показателями развития межличностных отношений в структуре социально психологического климата учебной группы детей являются различные виды деятельности и общение с родителями. При этом, педагоги, организуя на ранних этапах эту деятельность, помогают ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания, отношения к себе и к членам своего классного коллектива.
В соответствии с этим проведем диагностику детей данной учебной группы с целью выявления психологического климата в этой группе, ценностных ориентаций детей, а также родительского отношения к детям.
В ходе письменного опроса детей и проведения социометрической диагностики нами были получены следующие результаты (см. таблицу 1).
Методика 1. Выявление социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе
Методика разработана Дж. Морено и направлена на изучение межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменений, улучшения и совершенствования (см. Приложение 1)
Таблица 1 Социоматрица для ученической группы детей с нарушением интеллекта
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Кого выбирают |
Всего | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |||
1 |
Баширов Р. |
х |
+ 2 |
-1 |
-2 |
+1 | |||
2 |
Гатин Р. |
-1 |
х |
+2 |
+1 |
-2 | |||
3 |
Иванова Т. |
-2 |
-1 |
х |
+2 |
+1 | |||
4 |
Ильина К. |
-1 |
х |
+1 |
+2 | ||||
5 |
Кручинин И. |
+2 |
-2 |
х |
+1 |
-1 | |||
6 |
Мужилина Д. |
+2 |
-2 |
х |
+1 | ||||
7 |
Халитова Р. |
+1 |
-2 |
х | |||||
Кол-во "+" выборов |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
13 | |
Кол-во "+" баллов |
1 |
4 |
4 |
3 |
1 |
2 |
4 | ||
Кол-во "-" выборов |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 | |
Кол-во "-" баллов |
3 |
1 |
1 |
3 |
4 |
4 |
1 |
Возникновение и развитие психологии религии
Психология религии возникла в конце XIX — начале XX в. Основателями данной науки являются: В. Вундт, У. Джеймс, Т. Рибо и др. Эта наука накопила значительный материал о содержании религиозного сознания, включающего такие понятия, как бог ...
Методы исследования
1.Диагностическое интервью с семейным анамнезом.
2. Тест Личко “ПДО”. По тесту Личко “ ПДО” определение неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным може ...
Задачи и проблемы семьи на разных стадиях
Закономерность чередования стадий прослеживается в большинстве семей, однако сроки смены одной стадии другой весьма вариативны. Это связано как с личностными особенностями членов семьи, так и с влиянием факторов внешней среды.
1-я стадия ...