Содержание психотехнологии
Страница 3

Материалы » Программа развития ассертивности у подростков » Содержание психотехнологии

Психологический смысл: повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии поведения.

Упражнение «Агрессивный и застенчивый» [5, 234]

Упражнение выполняется в тройках. Тот, кто начинает его, совершает какое-либо движение, которое само по себе нейтрально, не свидетельствует о враждебности по отношению к окружающим или об обвинении их в чем-либо (например, опускает голову). Задачи двух других участников таковы: один из них истолковывает эти действия таким образом, как мог бы сделать агрессивный человек, второй – так, как застенчивый. Например: «Он опустил голову и прячет взгляд – значит, в чем-то виноват передо мной, а раз так – надо бы его проучить!» или «Он опустил голову, чтобы я не встретился с ним взглядом, - наверное, я перед ним виноват, и взглянуть ему в глаза мне было бы очень стыдно!» Целесообразнее организовать это упражнение так, чтобы каждая из троек работала последовательно, на виду у всей остальной группы.

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как неоднозначно могут быть восприняты одни и те же действия человека в зависимости от установок воспринимающего. Обычно человек приписывает другим именно те намерения, которыми руководствуется сам, даже если их поведение не дает тому каких-либо оснований.

Обсуждение. Какие впечатления у вас возникли, когда вы сами участвовали в этом упражнении и наблюдали его со стороны? Исходя из чего люди обычно решают, как именно истолковать действия окружающих? Приведите жизненные примеры, когда разные люди понимают одни и те же действия противоположным образом. Какие выводы вы сделали для себя? Стоит обратить внимание, что в игровой ситуации мы начинаем рассуждать за других, и, как правило, ошибаемся в своих суждениях.

Упражнение «Купе поезда» [8,135]

Участники делятся на группы по четыре человека. Им предлагается ситуация: «Вы оказались в одном купе поезда. Никто не знаком друг с другом. Необходимо познакомиться и завязать разговор». Участники заранее не продумывают диалог, а лишь оговаривают, в каком направлении они едут. Каждая группа по очереди проигрывает свой этюд, после чего проводится совместное обсуждение. Вначале сами участники анализируют свои действия: легко ли было устанавливать контакт, с кем из участников легче, с кем труднее, что этому способствовало, кто был наиболее активным, открытым, кто шел на контакт и почему и т.д. Затем анализ проводят наблюдатели, высказывая свое мнение, делая замечания.

Данное упражнение направлено на формирование навыков установления контактов, учитывая индивидуальные особенности собеседника и условия общения.

Заключительная фаза

Упражнение «Поймать в круг» [5,231]

Два участника (лучше самые высокие в группе) встают лицом друг к другу и берутся за руки, остальные свободно перемещаются вокруг них. Задача этих двоих - поймать кого-нибудь из оставшихся (не расцепляя руки, а «накинув» их на другого игрока сверху). Пойманный встраивается между первыми двумя, берет их за руки так, чтобы образовался круг из трех человек. Следующего участника они ловят уже втроем пойманный становится очередным сектором круга и т.д. Задача – поймать всех участников. Если остались 1-2 человека, изловить которых не удается, игра может быть завершена и раньше.

Психологический смысл. Разминка, тренировка умения уверенно действовать в быстро меняющихся ситуациях, слаженно с партнерами.

Обсуждение. Как изменилась специфика «ловли» участников по мере увеличения количества людей, находящихся в кругу? Какие качества, кроме ловкости, позволили участникам, которых дольше всех не могли поймать, успешнее других ускользать?

Домашнее задание

1. Подумайте и запишите в дневнике ситуации, которые вызывают у вас волнение, неуверенность в себе. Опишите в каких ситуациях вы можете почувствовать себя максимально уверенно, спокойно.

2. Осуществите анализ своего состояния в момент волнения: что чувствуете, что особенно вам мешает, а что может вернуть состояние покоя, как выглядите в такой ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Формирование личности ребенка в семье
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находи ...

Формирующий этап
Цель данного этапа состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов дошкольника со сверстниками, а также в о ...

Импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы
Изучая основные свойства толпы, мы указали, что она почти исключительно управляется бессознательным. Ее действия гораздо более подчиняются влиянию спинного, нежели головного мозга, и в этом отношении они приближается к совершенно первобыт ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru