Содержание психотехнологии
Страница 2

Материалы » Программа развития ассертивности у подростков » Содержание психотехнологии

Обсуждение. Какие впечатление возникли у участников по ходу игры? Какие качества важнее всего для «сторожа», «воришки», рядовых участников? Где в реальной жизни востребованы эти качества?

Упражнение «Карандаши» [5, 83]

Участники разбиваются по парам, встают друг напротив друга, указательными пальцами удерживают два карандаша, прижав их подушечками указательных пальцев. Задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между пальцами соседей. Затем участники перемещаются, выполняют различные движения руками и корпусом, стараясь удержать карандаши.

Психологический смысл: четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга, необходимость строить свои действия с учетом движений партнеров.

Осуждение. Какие действия должен выполнять каждый участник, чтобы карандаши в кругу не падали? На что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Заключительная фаза

Упражнение «Подарок»

Каждый участник по очереди называет предмет, качество или явление, которое он хочет подарить группе. В заключение работы участники делятся впечатлениями, пожеланиями, новыми знаниями. Идет обратная связь с группой по оценке работы. Ведущий благодарит группу и прощается.

Занятие 2. Уверенность в отношениях

Длительность: 3 часа

Цель занятия: тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, в частности, при отстаивании своих интересов.

Задачи:

· рассмотреть основные положения теории ассертивности, позволяющие различать ассертивность, агрессивность и застенчивость;

· развить умения открыто и прямо выражать свои мысли и чувства.

Вводная фаза

Упражнение «Импульс» [3,48]

Группа встает в круг и держится за руки. Ведущий «запускает импульс»: сжимает руку соседа справа, то передает пожатие дальше. Темп ускоряется, ведущий может подать сигнал в обе стороны.

Фаза контакта

Упражнение «Оправдай позу» [8,103]

Участники двигаются по комнате. По хлопку все замирают в какой-то позе (как в детской игре «Море волнуется»).

Затем каждый по очереди, «оживая», должен оправдать свою позу, т.е. выполнить действие, объясняющее положение его тела.

Психологический смысл: формирование навыков контроля напряжения мышц, раскрепощение, создание доверительно атмосферы для дальнейшей работы.

Фаза лабилизации

Упражнение «Три способа поведения» [5, 233]

Участники разыгрывают сценки конфликтных ситуаций, в которых им дается задание вести себя в соответствии с одним из стилей поведения: застенчиво (говорить виноватым тоном, тихим голосом, соглашаться возражениями собеседника), уверенно (говорить спокойно, умеренно-громко, глядя прямо на собеседника, настойчиво излагать свои требования и при необходимости повторять их, не прибегать к обвинениям и угрозам), агрессивно (говорить громко, энергично жестикулировать, требовать, приказывать, угрожать). Каждая сценка проигрывается трижды (1-2 минуты на повтор), в парах. Один из партнеров ведет себя согласно какому-либо стилю, другой – так, как считает нужным.

Психологический смысл: демонстрация уверенного поведения в конфликтной ситуации посредством сравнения с другими стилями. Тренировка уверенного поведения. Обсуждение и осознание плюсов и минусов каждого из стилей поведения.

Фаза обучения

Упражнение «Оптимальные варианты» [5,234]

Участники объединяются в группы по 3-4 человека. Им предоставляются конфликтные ситуации: 1) Ты купил плеер, принес домой, а он не работает. Попросил заменить в магазине, а там сказали, что менять не будут; 2) Ты стоишь в очереди, и вдруг какие-то парень с девушкой встают прямо перед тобой, как будто так оно и нужно; 3) Ты договорился с друзьями идти на дискотеку по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький еще!»; 4) Ты купил в магазине полкило колбасы, принес домой и тут обнаружил, что она несвежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он отвечает: «Ничего не знаю, у нас все продукты свежие. Вы купили это в другом месте». Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к каждой ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Особенности изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков
Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строени ...

Проблемы периодизации психического развития
Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во време ...

Межличностное общение
Человек представляет собой существо социальное, поэтому реализации социальных отношений, для достижения поставленных целей в процессе деятельности необходимо общение. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовоспри ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru