Результаты исследования и их психологический анализСтраница 2
Рис. 1. Средние показатели выраженности симптомов фазы напряжения в группах n1 и n2
В фазе напряжения все четыре симптома в значительной степени больше выражены у испытуемых группы n1 (интроверты).
Кроме переживания психотравмирующих обстоятельств остальные три симптома находятся на стадии формирования. Это проявляется в недовольстве собой, переживании трудностей, состоянии тупика, разочарованиях в профессии и тревогах. В отличие от этого, в группе экстравертов на стадии формирования находится лишь один симптом — загнанность в клетку, но средний показатель в целом не так высок, как у интровертов. Потому можно говорить, что экстраверты так же могут испытывать ощущение тупика, но в значительно меньшей степени и реже, чем интроверты.
Рис. 2. Средние показатели выраженности симптомов фазы резистенции в группах n1 и n2
В группах интровертов и экстравертов симптом «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование» сложился, но его средний показатель в группе интровертов выше, чем в группе экстравертов. В связи с этим можно говорить, что и интроверты и экстраверты могут проявлять неадекватные эмоциональные реакции, действовать по принципу «хочу - не хочу», но у интровертов это выражено в большей степени.
Симптом «эмоционально - нравственная дезориентация» у интровертов и экстравертов находится на стадии формирования, т. е. те и другие могут иногда разделять людей на хороших и плохих.
Симптом «расширение сферы экономии эмоций» у интровертов находится на стадии формирования, а у экстравертов этот симптом не сложился. т. е. В отличие от экстравертов, интроверты чаще способны экономить эмоции на работе и срываться дома.
Редукция профессиональных обязанностей. У интровертов этот симптом сложился, а у экстравертов — на стадии формирования. Таким образом можно говорить о том, что интроверты в значительно большей степени стараются уходить от обязанностей, требующих эмоциональных затрат.
Рис. 3. Средние показатели выраженности симптомов фазы истощения в группах n1 и n2
В фазе истощения все четыре симптома у интровертов находятся на стадии формирования, в отличие от этого у экстравертов ни один из симптомов не сложился.
В следствие этого, в отличие от экстравертов, интроверты могут ощущать некоторую утрату профессиональных способностей, быть обидчивыми, капризными,.стараются защититься от проявления эмоций, в реакциях зачастую не проявляют чувств, утрачивают интерес к людям. У интровертов могут проявляться психосоматические нарушения: плохое настроение, бессонница, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.
Таким образом, сравнение уровня сформированности симптомов во всех трех фазах эмоционального выгорания с помощью средних показателей позволяет сделать вывод, который состоит в том, что большинство симптомов у интровертов находится на стадии формирования, а у экстравертов большинство симптомов СЭВ не сложилось.
Далее для обеих групп рассчитаны средние показатели выраженности симптомов эмоционального выгорания по опроснику психического выгорания (В.Э. Орел, И.Г. Сенин) (табл. 2).
Таблица 2
Средние показатели в группах n1 и n2 по опроснику психического выгорания (В.Э. Орел, И.Г. Сенин)
симптом |
Психоэмоциональное истощение |
деперсонализация |
самооценка профессиональной эффективности |
Индекс психического выгорания |
Группа n1 |
7,2 |
7,3 |
7,4 |
7,2 |
Группа n2 |
5,2 |
5,7 |
5,2 |
5,4 |
По симптомам психического выгорания опросника В.Э. Орла, И.Г. Сенина в группах n1 и n2 выявлены следующие средние показатели.
Соотношение психологической коррекции и проектирования
Успешная проектировочная работа психолога в школе создает условия для оптимального решения педагогических задач. Мы посвятили анализу данной стратегии психологической работы большую часть главы. Это вызвано двумя причинами. Первое, это от ...
Основной метод запоминания
Запомнить телефонный номер "Кинотеатр Березка — 301 — 90 — 83"
Смысл запоминания — последовательное соединение элементов информации (четыре элемента: березка, 301, 90, 83)
Первый этап запоминания — кодирование. Чтобы записать ...
Теоретические основы
профилактики конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего
дошкольного возраста. Понятие конфликта у детей
дошкольного возраста
Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми о ...