Результаты исследования и их психологический анализСтраница 2
Рис. 1. Средние показатели выраженности симптомов фазы напряжения в группах n1 и n2
В фазе напряжения все четыре симптома в значительной степени больше выражены у испытуемых группы n1 (интроверты).
Кроме переживания психотравмирующих обстоятельств остальные три симптома находятся на стадии формирования. Это проявляется в недовольстве собой, переживании трудностей, состоянии тупика, разочарованиях в профессии и тревогах. В отличие от этого, в группе экстравертов на стадии формирования находится лишь один симптом — загнанность в клетку, но средний показатель в целом не так высок, как у интровертов. Потому можно говорить, что экстраверты так же могут испытывать ощущение тупика, но в значительно меньшей степени и реже, чем интроверты.
Рис. 2. Средние показатели выраженности симптомов фазы резистенции в группах n1 и n2
В группах интровертов и экстравертов симптом «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование» сложился, но его средний показатель в группе интровертов выше, чем в группе экстравертов. В связи с этим можно говорить, что и интроверты и экстраверты могут проявлять неадекватные эмоциональные реакции, действовать по принципу «хочу - не хочу», но у интровертов это выражено в большей степени.
Симптом «эмоционально - нравственная дезориентация» у интровертов и экстравертов находится на стадии формирования, т. е. те и другие могут иногда разделять людей на хороших и плохих.
Симптом «расширение сферы экономии эмоций» у интровертов находится на стадии формирования, а у экстравертов этот симптом не сложился. т. е. В отличие от экстравертов, интроверты чаще способны экономить эмоции на работе и срываться дома.
Редукция профессиональных обязанностей. У интровертов этот симптом сложился, а у экстравертов — на стадии формирования. Таким образом можно говорить о том, что интроверты в значительно большей степени стараются уходить от обязанностей, требующих эмоциональных затрат.
Рис. 3. Средние показатели выраженности симптомов фазы истощения в группах n1 и n2
В фазе истощения все четыре симптома у интровертов находятся на стадии формирования, в отличие от этого у экстравертов ни один из симптомов не сложился.
В следствие этого, в отличие от экстравертов, интроверты могут ощущать некоторую утрату профессиональных способностей, быть обидчивыми, капризными,.стараются защититься от проявления эмоций, в реакциях зачастую не проявляют чувств, утрачивают интерес к людям. У интровертов могут проявляться психосоматические нарушения: плохое настроение, бессонница, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.
Таким образом, сравнение уровня сформированности симптомов во всех трех фазах эмоционального выгорания с помощью средних показателей позволяет сделать вывод, который состоит в том, что большинство симптомов у интровертов находится на стадии формирования, а у экстравертов большинство симптомов СЭВ не сложилось.
Далее для обеих групп рассчитаны средние показатели выраженности симптомов эмоционального выгорания по опроснику психического выгорания (В.Э. Орел, И.Г. Сенин) (табл. 2).
Таблица 2
Средние показатели в группах n1 и n2 по опроснику психического выгорания (В.Э. Орел, И.Г. Сенин)
симптом |
Психоэмоциональное истощение |
деперсонализация |
самооценка профессиональной эффективности |
Индекс психического выгорания |
Группа n1 |
7,2 |
7,3 |
7,4 |
7,2 |
Группа n2 |
5,2 |
5,7 |
5,2 |
5,4 |
По симптомам психического выгорания опросника В.Э. Орла, И.Г. Сенина в группах n1 и n2 выявлены следующие средние показатели.
Принятие ребенка взрослым.
Психологи единодушны в том, что без положительного отношения к ребенку взрослого невозможно его полноценное психическое развитие[44]. Но одного этого недостаточно. Надо, чтобы взрослый верил в саму возможность развития ребенка, подтвержда ...
Понятие личного влияния.
В психологической литературе чаще встречается определение понятия «влияние», чем определение понятия «личное влияние». Психологическое влияние определяется как «процесс и результат изменения одним субъектом поведения, психики другого суб ...
Типы акцентуации характера (по А.Е.Личко)
Учет индивидуально-психологических особенностей подростка необходим для более эффективной организации работы с ним
На основе работ А.Е.Личко (см.7), Эйдемиллера(см.19) и В.А.Федорова(см.14) мы рассмотрели типы акцентуаций характера и соо ...