Качественный анализ изменений (контрольный этап)
Страница 4

Материалы » Реабилитация подростка с девиантным поведением в условиях пенитенциарной системы » Качественный анализ изменений (контрольный этап)

Данные представленные в таблицах, лишь показывают некоторое количественное изменение по показателям: дезадаптации, тревожности и самооценки. Для того чтобы наглядно представить изменения, которые произошли с подростками в течение формирующего этапа исследования, рассмотрим несколько воспитанников подробно (для анализа мы взяли три наиболее показательных случая).

Владислав М. Был осужден по 158 ст. УК РФ за неоднократное совершение краж и грабежей в группе сверстников. На момент совершения преступления характеризовался с отрицательной стороны. В 15 лет имел образование 5 классов, систематически не посещал школу, был вовлечен в антисоциальную группу подростков, с которыми периодически совершал преступления. На момент поступления в колонию (2.10.03) – неопрятен, малоконтактен, безинициативен, отношение со сверстками и поведение неустойчивые. Открыто дисциплину и порядок не нарушает, но и не всегда им следует. По оценке психологов, процесс адаптации воспитанник прошел нейтрально, общий настрой – положительный. Подросток регулярно посещает занятия в школе, но на уроках мало активен, в общественной жизни не участвует. Проведенное исследование позволило определить следующие показатели: уровень самооценки – неадекватно заниженный; уровень личной и ситуативной тревожности соответственно – 3,45; 3,7; уровень дезадаптации – 3,3. В период изучения у воспитанника были выявлены (неожиданно для него самого) вокальные данные. Подросток был зачислен по его желанию в вокальный кружок и систематически посещал его занятия. На 16.01.04 в психолого-педагогической характеристике Владислава М. отмечается проявление незначительной активности в общественной жизни колонии, участие в общешкольных мероприятиях, повешение интереса к учению. Программный материал воспитанник усваивает, на уроках активен. Охотно идет на контакт с педагогами, отношения со сверстниками неконфликтные. Психологи отмечают стабильные положительные изменения и характеризуют его как энергичного, трудолюбивого, общительного. У воспитанника складываются положительные планы на будущее, что однозначно указывает на наличие процесса ресоциализации. По результатам социометрического исследования на конец учебного года Владислав М. определяется как «лидер», что подтверждается его активной, заинтересованной позицией, живым участием в делах класса и школы, активной творческой деятельностью. Подросток принимает активное участие в жизни колонии, задействован в художественной самодеятельности.

В течение года психологи, воспитатели, учителя отмечают у воспитанника серьезные положительные изменения. Он уверенно занимает лидерские позиции, внешне опрятен, на замечания реагирует адекватно, имеет ряд поощрений. На основе видимых изменений на СВО (Совете Воспитателей Отряда) было принято решение о предоставлении воспитаннику возможности УДО (Условно Досрочного Освобождения), что является неопровержимым фактом, подтверждающим восстановление его социальной адекватности, в основе чего была активная деятельность подростка. Проведенные повторные исследования показали следующие изменения: уровень самооценки – средний уровень (адекватная); уровень тревожности – 3,25 (личностная) и 3 (ситуативная), уровень дезадаптации – 4,1. Это подтверждает наличие положительных изменений по всем показателям. Сохранение дезадаптации связано с утратой испытуемым лидерской позиции (результаты социометрического исследования), что вызвано некоторой «элитностью» воспитанника, связанной с его вокальной деятельностью. В целом воспитанник характеризуется (13.04.04) как проявляющий разумную инициативу, активный, деятельный, отмечается веселый нрав, артистичность, впечатлительность, мотивированность на успех.

Изучение Владислава М. позволяет утверждать, что вовлечение в активную деятельность и проведенные тренинги, помогли воспитаннику повысить самооценку, изменить отношение к себе, нормализовать отношения со сверстниками, адекватно оценить совершенное преступление и свою вину, сформировать положительные планы на будущее. Позитивные изменения подтверждаются и полученными воспитанниками поощрениями, появление которых связано с вовлечением в активную деятельность (рис. 2.3.4.). При этом следует отметить следующее: активная деятельность, предполагающая «элитарность», может способствовать сохранению отрицательных личностных характеристик, поэтому требуется более широкое вовлечение в коллективную деятельность и недопущение противопоставления подростка общей среде в силу его особых способностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Выводы
Изучение природы межличностных отношений непростая задача. Особенно сложно она решаема в детских коллективах. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между детьми, в его повседне ...

Становление эмпирической психологии
Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классиф ...

Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.
Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация. От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по в ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru